23.12.20

Экспорт как наука

Рязанские предприниматели планируют покорять страны Европы, Китай и Монголию

В Рязанском центре экспорта на минувшей неделе для предпринимателей региона провели занятия по акселерационной программе «Экспортный форсаж», являющейся частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Как рассказал руководитель Рязанского центра экспорта Анатолий Маркин, шесть образовательных модулей вместили в себя различные аспекты ведения экспортной деятельности, начиная от выбора рынка и завершая заключением контракта. Ключевыми темами стали: подготовка и проведение международных переговоров, эффективная презентация, деловые коммуникации в экспортной сделке, техника ведения переговоров, подготовка к выставкам и ярмаркам.

Системный подход

В первый поток приняли 14 рязанских компаний, представляющих такие сферы деятельности, как приборостроение, производство медицинских, строительных, детских изделий, торговля и другие. Чему именно их представителям надлежало научиться?

– Обучение по программе «Экспортный форсаж» дает навыки систематизированного подхода к ведению экспортной деятельности, – пояснил Анатолий Маркин. – Зачастую начинающие экспортеры имеют желание экспортировать свою продукцию везде и всюду. Но успех в этом деле зависит не только от моральной готовности. Не менее важны и другие факторы: где именно продукция или услуги, которые планируют экспортировать, могут быть востребованы; в какой степени они соответствуют требованиям зарубежных рынков; что необходимо сделать для сертификации продукции на этих рынках… Только, когда учтены все нюансы, можно начинать работу по поиску партнеров и выстраиванию так называемой дистрибуционной цепочки. После обучения по программе «Экспортный форсаж» предприниматели получают возможность разработать для себя пошаговую дорожную карту, чтобы в дальнейшем ей следовать, и это значительно облегчает для них первые шаги в экспортной деятельности.

Алгоритмы деловых отношений

Преподавателями программы стали аккредитованные тренеры Российского экспортного центра – из Москвы, Саратова, Волгограда и Новосибирска.

Так, на одном из завершающих занятий тренер Алина Федоткина в подробностях разобрала со слушателями алгоритмы подготовки к переговорам с потенциальными деловыми партнерами.

– Правильная подготовка к переговорам – это 70% от общего успеха в их результате, – рассказала Алина Федоткина. – Экспортеру необходимо собрать информацию как о клиенте, так и о продукции, которую он производит, либо об услугах, которые он потребляет. Также нужно выяснить, с кем уже работает его потенциальный клиент и по каким расценкам, чтобы понимать, что именно экспортер сумеет предложить, чего не в состоянии предложить другие. Не менее значимо учитывать разницу в менталитетах, в культурных и религиозных особенностях. Например, в Германии клиента мало интересует, как вы лично к нему относитесь. Здесь с вами сразу будут говорить о бизнесе, о конкретных фактах и цифрах. Между тем в Японии на первом месте всегда стоит уважительное отношение друг к другу. На окончательные решения по сделкам тут требуется значительно больше времени, а не достигнув взаимного уважения, выстроить коммерческие отношения, скорее всего, не получится, как бы ни были значимы бизнес-интересы…

Собственно, и приступать к подготовке коммерческого предложения специалисты в экспортной деятельности рекомендуют только после того, как будет собрана вся необходимая информация и будут учтены все нюансы развивающихся деловых взаимоотношений.

Новый отбор стартовал

До финиша акселерационной программы «Экспортный форсаж» в Рязани дошли 12 компаний. Теперь все они приступили к практической реализации ранее разработанных экспортных проектов.

Так, некоторые из рязанских предпринимателей нацелились на азиатские рынки, а именно – на Китай, Монголию, Туркменистан и Таджикистан. Другие намерены найти свои ниши на рынках Польши и Германии.

В настоящее время уже начат отбор предприятий для участия во втором потоке акселерационной программы, который будет работать в конце января – начале февраля 2021 года.

Среди критериев отбора: общий оборот не менее 50 млн рублей в год, а также наличие внутренних ресурсов для реализации экспортного проекта (в частности англоговорящих сотрудников).

Чтобы претендовать на участие, представителям предприятий достаточно обратиться в Рязанский экспортный центр и заявить о своем желании. Напомним, программа «Экспортный форсаж» субсидируется из средств федерального бюджета, и участие в ней для предпринимателей – бесплатное.

Рязанские ведомости