11.02.03

Экспертиза законодательства: валютные операции

Указанием Центробанка 1223-У российским импортерам снижена норма депонирования средств в банке со 100 до 20%. Но при этом оказалось, что действия ЦБ, направленные на установление нормы депонирования, противоречат не только валютному законодательству, но и общему курсу правительства на либерализацию валютного рынка.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 17.12.2002 г. 1223-У действия резидента по выполнению условий импортного контракта в части оплаты поставляемых товаров валютой поставлены Банком России в зависимость от выполнения ряда условий, которые могут привести к просрочке оплаты товаров.

Как следует из указания, если товар на момент платежа по договору импорта в РФ не поставлен, юридическое лицо - резидент - до покупки иностранной валюты для целей осуществления платежей по договору об импорте товаров в Россию (при сумме, превышающей $10000) обязано заключить с банком договор банковского вклада (депозита) в рублях на сумму не менее 20% от суммы средств, за счет которой подлежит покупке иностранная валюта. При этом такой договор должен быть заключен в срок не позднее дня, предшествующего дню зачисления купленной иностранной валюты на специальный транзитный валютный счет юридического лица - резидента. В противном случае уполномоченный банк не примет поручение резидента на покупку иностранной валюты к исполнению.

Таким образом, резидент, кроме собственно подлежащей уплате по договору сумме, обязан дополнительно внести на депозитный счет банка еще 20% от общей суммы контракта, которой резидент может лишиться при наступлении определенных обстоятельств. Несмотря на то, что в указании 1223-У норма депонирования при покупке иностранной валюты для оплаты импортных контрактов снижается со 100 до 20%, ЦБ по-прежнему в принудительном порядке изымает из финансового оборота резидентов денежные средства. Сохраняя эту норму, хоть и в усеченном виде, ЦБ не только ограничивает возможности импортеров заработать дополнительную прибыль, но и ставит всех под подозрение, полагая, что все резиденты - потенциальные нарушители валютного законодательства.

Исходя из указания, период, в течение которого резидент не сможет воспользоваться перечисленными в депозит денежными средствами, может быть весьма значителен. Так, согласно п. 4 указания, условиями возврата вклада являются: возврат нерезидентом, являющимся контрагентом резидента по договору об импорте товаров, суммы платежей; представление юридическим лицом - резидентом в исполняющий банк решения суда или иного государственного органа о признании нерезидента, являющегося контрагентом, несостоятельным (банкротом).

Если исходить из того, что условия импортного контракта предусматривают оплату товара в момент заключения контракта, резидент не сможет использовать перечисленную в депозит сумму в размере 20% от суммы контракта до момента получения от нерезидента ранее переданной ему валюты. Еще более значительный временной разрыв между внесением депозита и получением его обратно может наблюдаться и во второй ситуации.

Предоставленные ЦБ резидентам возможности уменьшить подлежащую внесению на депозит сумму посредством открытия в уполномоченном банке безотзывного аккредитива, гарантии иностранного банка, договора страхования риска невозврата иностранной валюты, выданного нерезидентом авалированного векселя или разрешения территориального учреждения ЦБ, также не лишены недостатков, так как требуют от резидентов дополнительных расходов, не возмещаемых впоследствии со стороны государства.

Обязывая резидентов РФ соблюдать установленный порядок приобретения иностранной валюты для расчетов по импортным контрактам, ЦБ одновременно освободил от формальных процедур органы власти, а также государственные унитарные предприятия. Это положение нарушает установленный ч. 1 ст. 19 Конституции РФ принцип недискриминации участников одних и тех же законодательно урегулированных отношений, действующих в сопоставимых условиях, в зависимости от их статуса, так как согласно ст. 124 ГК РФ органы государственной власти, в том числе и создаваемые ими унитарные предприятия, являются равноправными со всеми остальными участниками гражданского оборота.

Ссылка ЦБ на ст. 4 закона "О валютном регулировании и валютном контроле в РФ" на предоставленное им право вводить особый порядок приобретения иностранной валюты резидентами РФ не может считаться основанием для предоставления ЦБ дискреционных, ничем не ограниченных правомочий по определению условий покупки иностранной валюты. Положения закона должны применяться в системной связи с другими нормами закона, в том числе с п. 1 ст. 6 того же закона, провозглашающего свободу текущих валютных операций.

Экспертизу провел Сергей Шеленков, юрист юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Финансовые известия 11.02.03