26.05.09

Друзья! Прекрасен наш Союз!

Формирование таможенного союза Россия – Белоруссия – Казахстан, а также вопросы обеспечения таможенными органами торговых ограничений и валютного контроля стали темами очередного заседания коллегии Федеральной таможенной службы.

По замечанию начальника Аналитического управления ФТС России Владимира Ивина, на постсоветском пространстве с момента развала СССР апробировано множество различных объединений. Нетрудно также заметить, что наиболее тесное сотрудничество сложилось между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что касается таможенного союза, то его формирование началось с подписания в 1995 году соглашения о ТС между Россией и Белоруссией.

Таможенный союз предполагает отмену таможенных пошлин во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории или происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, а также неприменение ограничений экономического характера (за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер). Кроме того, ТС предполагает принятие единого таможенного тарифа в торговле с третьими странами, проведение относительно них единой торговой политики, разработку и применение единого законодательства в области таможенного дела, а также создание единой системы управления таможенным делом.

Таможенные службы сторон, сказал Владимир Ивин, активизировали работу, направленную на формирование правовой базы ТС. Так, с октября 2007-го по декабрь 2008 года главами государств и главами правительств трех стран были подписаны 27 международных договоров, определяющих условия создания и статус единой таможенной территории, институциональную структуру ТС, механизмы регулирования торговли с третьими странами. В 2009 году формирование договорно-правовой базы продолжается. Предстоит подготовить и подписать около 15 документов, развивающих и конкретизирующих положения базовых договоров.

В то же время высвечивается ряд проблем, и одной из важнейших является эффективное таможенное администрирование в рамках ТС. В настоящее время в каждой из сторон сложилась своя правоприменительная практика, во многом не совпадающая. Даже полномочия таможенных служб сторон различаются. Так, в России и Белоруссии они подчинены правительству, а в Казахстане – Министерству финансов. Это лишь некоторые из «несовпадений», которые необходимо преодолеть на пути создания ТС. Ведь под эффективным таможенным администрированием в его рамках понимается организационно-управленческая деятельность уполномоченных органов таможенного союза, осуществляемая на единой для государств-членов ТС нормативной правовой базе, по организации эффективного таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, а также деятельность национальных таможенных органов по реализации таможенного дела в ТС.

По словам Владимира Ивина, «мы еще не подошли к рубежу, когда можно сказать, что задачи по созданию таможенного союза решены. Замечания и дополнения есть и у белорусской, и у казахстанской сторон». Так, проблемными остаются вопросы практического функционирования таможенного союза, унификации в его рамках таможенного законодательства, организации и совместного руководства таможенным делом, формирования и эффективного использования информационных ресурсов, интеграции национальных информационных систем, создания межгосударственного органа обеспечения их работы и других. Что касается этапов формирования ТС, то до первого января 2010 года продолжится предварительный этап, до первого июля 2010 года определен первый этап, а до первого июля 2011 года – второй этап.

Наиболее сложными и трудоемкими задачами при формировании ТС Владимир Ивин назвал формирование Единого таможенного тарифа, разработку и принятие Таможенного кодекса, выработку механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, акцизов при ввозе товаров, создание Единой таможенной территории и отмена таможенного контроля на внутренних границах ТС. А также формирование систем мер нетарифного регулирования, принятие базовых норм в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований. Как заметил глава Аналитического управления, российская сторона была уверена, что «к первому апреля Единый таможенный тариф уже готов практически на 90 процентов», однако неожиданно казахстанская сторона внесла целый ряд замечаний и предложений различного характера, из-за чего «согласование затормозилось».

Что касается Таможенного кодекса, то подготовка проекта должна быть завершена к третьей декаде мая 2009 года, после чего к первому октября 2009 года кодекс планируется принять, а с первого июля 2010 года он должен вступить в силу. В настоящее время определена структура ТК и подготовлен ряд глав.

Первый заместитель руководителя ФТС России Владимир Малинин заметил, что «кажется, проблем стало еще больше». Глава таможенной службы Белоруссии Александр Шпилевский считает, что необходимо все проблемы разделить на «таможенные», то есть такие, решение которых находится в компетенции таможенных служб сторон, и «нетаможенные», решение которых возложено на другие министерства и ведомства. При этом решение «таможенных» проблем необходимо максимально ускорить. На что Владимир Малинин заметил, что «даже если таможенники быстро пройдут свою часть пути, без решения других вопросов создание таможенного союза невозможно». Хотя он согласился с белорусским коллегой в том, что таможенникам необходимо активизировать свою работу.

Таможенные органы играют существенную роль в системе обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с российским законодательством о внешнеторговой деятельности и валютного контроля. Именно эта тема стала еще одним предметом широкого обсуждения на прошедшей коллегии, на которой обсуждалась необходимость разработки концепции обеспечения таможенными органами торговых ограничений и валютного контроля.

Государственная система запретов и ограничений, а также валютного контроля включает в себя силы и средства не только таможенных органов, но и других федеральных министерств, служб, агентств, уполномоченных организаций, а также их территориальных органов и уполномоченных должностных лиц. Однако зачастую именно таможенники являются конечным звеном данной системы, именно на них ложится бремя принятия тех или иных действий. Поэтому в соответствии со своей компетенцией они предпринимают все необходимые меры по обеспечению должного уровня соблюдения законодательства. По словам руководителя Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Петра Баклакова, для целей таможенного оформления ежегодно таможенным органам представляется свыше 12 миллионов разрешительных документов, а в одной ГТД содержатся сведения в среднем о 4-6 разрешительных документах. Ежедневно таможенными органами проверяются более 60 тысяч документов. В целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД в таможенные органы представляются лицензии, разрешения, сертификаты, свидетельства и заключения – это 12 различных видов документов, выдаваемых 22 уполномоченными органами. В 2008 году таможенники выявили свыше 13 тысяч недействительных документов. Из них более 70 процентов составили сертификаты соответствия, около 25 процентов – санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о госрегистрации, остальные 5 процентов – лицензии и другие разрешительные документы.

Кроме того, ФТС России является единственным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области валютного контроля и напрямую подчиненным российскому правительству. Федеральная таможенная служба самостоятельно полностью осуществляет валютный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в которой агентами валютного контроля являются также уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и налоговые органы. При этом ФНС России находится в ведении Минфина, как и единственный уполномоченный Правительством орган валютного контроля – Росфиннадзор. Объем контролируемых таможенными органами валютных операций составит в 2007 году 507 миллиардов долларов, а в 2008-м – 703 миллиарда долларов. Более 50 процентов постановлений Росфиннадзора по выявленным нарушениям валютного законодательства выносятся по делам, возбужденным таможенными органами. За 2008 год в Росфиннадзор передано 8,2 тысячи дел об административных правонарушениях на сумму 91,1 миллиарда рублей.

Противоречивость законодательных норм, по словам Петра Баклакова, дает возможность их различного толкования, что значительно усложняет таможенникам обеспечение соблюдения торговых ограничений и валютного контроля. Так, например, списки наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ не содержат кодов ТН ВЭД, говорится уже давно. Однако проблема остается и сильно затрудняет идентификацию указанных товаров при их ввозе на российскую таможенную территорию и при проверках ГТД должностными лицами таможенных органов. Точно так же неопределенность понятия «продукция военного назначения» позволяет признавать широкий спектр номенклатуры товаров, перемещаемых через таможенную границу, в качестве продукции военного назначения. А спектр этот таков: от продовольственных пайков и офицерских линеек до космических спутников и полезных моделей для исследования аэродинамических свойств самолетов. «Правовой вакуум» возникает и при перемещении товаров вне рамок внешнеторговой деятельности, при вывозе ошибочно ввезенных товаров, при перемещении российских товаров между Калининградской областью и остальной частью территории страны через территорию иностранного государства.

По словам начальника Уральского таможенного управления Владимира Сорокина, таможенному инспектору бывает трудно отличить фальсифицированный документ или настоящий, настолько хорошо их научились подделывать. К тому же, когда, например, идет речь о товарах двойного назначения, описание их в разрешительных документах и тех, что существуют на таможне, отличается. «В разрешительных документах должно быть унифицированное описание товаров, – считает Владимир Сорокин. – В целом же необходима межведомственная база данных». Как показывает таможенная практика, фальсифицированных документов достаточно много. Кроме того, во многих документах, «выдуманных» различными министерствами и ведомствами, много сведений, не влияющих на принятие решений о выпуске товара. Тем не менее, ответственность за контроль того, как применяются разрешительные документы, несет таможня.

Таможенный контроль и таможенное оформление являются основными методами обеспечения государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Качественное решение таможенными органами задач контроля соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу страны самым непосредственным образом влияет на обеспечение ее национальной безопасности и соблюдение международных обязательств. Процессы, происходящие как в российской экономике, так и в мировой, требуют соответствующего уровня обеспечения торговых ограничений и валютного контроля, слабость механизмов которых рассматривается в качестве составной части системы угроз национальной безопасности страны.

Журнал "Таможня" № 10 2009г.