25.12.06

Брокерам разрешили не платить членские взносы

Федеральная таможенная служба (ФТС) продолжает разрывать отношения со структурами, созданными в таможенном бизнесе до 2006 года. На прошлой неделе ФТС выпустила разъяснение, согласно которому участники влиятельной Национальной ассоциации таможенных брокеров потеряли преференции при зачислении в список крупных плательщиков таможенных платежей, работающих с ФТС в упрощенном порядке.

ФТС последовательно отказывается от сотрудничества со своими многолетними партнерами в околотаможенном бизнесе. Как стало известно Ъ, ФТС на прошлой неделе разослала разъяснительное письмо за подписью замруководителя ФТС Татьяны Голендеевой о применении временной технологической схемы работы таможенников с крупными плательщиками таможенных платежей. Разъяснения госпожи Голендеевой фактически аннулируют влияние Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) в этой сфере -- согласно им, отсутствие членства в НАТБ не мешает таможенному брокеру попасть в список крупнейших плательщиков таможенных платежей и реестр таможенных брокеров ФТС.

В НАТБ сейчас входит свыше 200 компаний--таможенных брокеров. В НАТБ числится около трети российских таможенных брокеров России, обеспечивающих ФТС порядка 40% всех таможенных платежей по импорту.

Институт крупнейших плательщиков создан Государственным таможенным комитетом (ГТК) в 2001 году. Работает он так: ГТК (а теперь ФТС) составляет список таких компаний, с которыми работает в особом порядке: прежде всего они могут заключать соглашения с ФТС о перечислении таможенных и иных имеющих отношение к таможне платежей на единый лицевой счет. Сейчас в списке крупнейших плательщиков прежде всего нефтяные компании, в том числе ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР, а также импортеры, аффилированные с автомобильными концернами.

Однако большая его часть -- это таможенные брокеры, консолидирующие импортные потоки некрупных импортеров. Чтобы попасть в список, таможенный брокер должен отвечать основным и дополнительным критериям. Основными являются в том числе банковские гарантии на сумму от $10 тыс. до $150 тыс., поручительства и залоги. А одним из дополнительных критериев является членство в Национальной ассоциации таможенных брокеров. Ранее ФТС отказывала таможенным брокерам, не заплатившим НАТБ, на основании "несоответствия дополнительным критериям". "Включение этого критерия -- результат лоббистской деятельности НАТБ",-- полагает руководитель крупной логистической компании.

Официальный вступительный взнос в НАТБ составляет $2 тыс., ежемесячные платежи -- около $1 тыс. Впрочем, цена вопроса выше -- НАТБ выступает поручителем брокера при включении в реестр таможенных брокеров при ФТС, а альтернативой членству в ассоциации при вхождении в реестр является наличие банковской гарантии на 50 млн руб. Конкурентом НАТБ является Союз ветеранов таможенной службы (СВТС): там оплата "членского билета" составляет $50 тыс., а размер ежемесячного взноса -- $1,5 тыс.

Отметим, на рынке отказ от работы с НАТБ расценивают как угрозу бизнесу в целом. Так, глава таможенного холдинга "Тарго" (входит в НАТБ) Татьяна Круглова опасается, что отказ ФТС от сотрудничества с ассоциациями и союзами может "способствовать появлению на рынке недобросовестных участников". В самой НАТБ получить комментарии не удалось.

НАТБ, судя по всему, стала жертвой общей борьбы ФТС с околотаможенными структурами, созданными в ФТС до прихода в нее нового главы Андрея Бельянинова. Напомним, в октябре по итогам проверки ФТС Генпрокуратурой таможенное руководство прекратило действие соглашений с ранее сверхвлиятельными на таможенном рынке ассоциациями -- НАТБ, СВТС, "Таможенной картой" и т. д. Генпрокуратура заявила, что эти соглашения не соответствуют федеральному законодательству. Судя по всему, сейчас ФТС придерживается менее жесткого, но похожего мнения.

Коммерсант kommersant.ru 25.12.06