31.10.05

Благовещенская таможня работает в экстремальных условиях и в жестком графике

ЧП может сегодня случиться с теми, кто поедет в Китай. Оттуда можно будет просто не вернуться. Такое уже бывало, когда заканчивалась осенняя навигация, а пумы еще не пошли. Впрочем, и сама обстановка на таможне сейчас ЧП. На грузовых пунктах пропуска не протолкнуться всю неделю. На пассажирских - в субботу и воскресенье. В такой обстановке праздновали День российского таможенника на пункте пропуска Благовещенск Хэйхэ.

Таможня и берет, и отдает добром. Но какого добра больше - взятого или отданного - сказать сложно. Хотя государству таможня служит исправно. Около 40 процентов доходов федерального бюджета - ее добро. Языковой барьер на пассажирском переходе почти преодолели. Теперь найти общий язык не проблема. Хотя, когда в зале терминала народ битком, быть вежливыми таможенникам сложно - приходится усмирять толпу. Хотя и удачи случаются. Главный таможенный инспектор Максим Карпенок изъял у контрабандиста партию транквилизатора фенобарбитала. По словам Максима, бывали случаи, когда китайцы пытались перевозить за границу в большом количестве деньги, иностранную валюту. Дело с большими деньгами и валютой каждый день имеем, - говорят инспекторы, - а вот зарплата у нас в 2 раза меньше, чем у того же пограничника . И хоть за державу обидно, но зарабатывать как-то надо. Главный таможенный инспектор сетует: Должностное лицо получает всего лишь от 5-ти до 7-ми тысяч рублей. Люди сталкиваются с какими-то запретительными мерами, которые стремятся обойти, предлагая взятки таможенным чиновникам . Пассажиропоток уже больше прошлогоднего в 2 раза, а зарплата прежняя. По воскресеньям в обе стороны выезжают до пяти тысяч человек. Хотя пункт пропуска рассчитан всего на 400. Правда, на пассажирской таможне условия работы все же лучше, чем на грузовой. В экстремальных условиях работаем и в жестком графике, - говорит главный государственный таможенный инспектор Виктор Панферов. - Вот здание нам строят, а пока зиму пережить для нас проблема .

На грузовой переправе зимой работы даже больше, чем летом. По ледовой дороге грузовики идут непрерывно. В последние дни навигации машины здесь вообще одна на одной. На экспорт идет в основном лом черных металлов. Раньше везли еще лес, трубы, станки, рельсы. А ввозят по-прежнему фрукты, овощи и ширпотреб. Сколько денег отдать государству за ввезенный товар, решают в отделе таможенного контроля. Задача инспектора - продекларировать товар, взять платеж, потом решить, пропустить в Россию или снова взять платеж. Здесь в этом году объем работы, а значит и денег, тоже прибавился. Заместитель начальника отдела таможенного оформления и контроля Любовь Юрчук констатитрует: Мы еле успеваем обрабатывать такое большое количество деклараций. Взимаемость таможенных платежей за один день может доходить до 10-12 миллионов рублей . Если то, как заполнена декларация, таможенника насторожило, то товар быстро не выпустят. Назначат таможенный досмотр и будут разглядывать всю партию.

Суммы в декларациях предприниматели стараются занижать, чтобы таможенная пошлина меньше вышла. А то и вовсе не платить, перевозя товар с помощью челноков . Но все равно таможня свое добро возьмет. Еще и отдать добром в бюджет хватит.

Альфа-канал; 31.10.05