10.08.12

Бизнес против карательных полномочий таможни

Крупнейшие бизнес-ассоциации возмущены тем, что таможенники России, Белоруссии и Казахстана разработали без их участия изменения в Таможенный кодекс Таможенного союза. По мнению бизнеса, поправки не совершенствуют таможенное администрирование, а, напротив, усложняют его и сулят лишь больше коррупции. В документе не учитываются утвержденные правительством планы по сокращению таможенного оформления до 15 минут при наличии финансовых гарантий.

Проект поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) подготовлен таможенниками трех стран под руководством главы Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова. Его не планировалось обсуждать с бизнесом, но сделать это настояло Минэкономразвития. Недавно проект разослали в четыре крупнейшие бизнес-ассоциации. Свои отзывы на 117-страничный документ "Деловую Россию", "Опору России", Торгово-промышленную палату (ТПП) и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) попросили подготовить в ближайшее время.

- Наше мнение никого не интересует: Минэкономразвития делает это для галочки, чтобы создать видимость консультаций с бизнесом, нас такая система работы не устраивает, - говорят в комитете РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО. - Такая ситуация сохраняется, несмотря на подписанное в 2011 году соглашение между Минэкономразвития и бизнес-ассоциациями, по которому все нормативные акты должны обсуждаться с бизнесом. Но этот механизм до сих пор не работает.

В "Деловой России" говорят, что были очень огорчены, увидев этот документ, поскольку декларируется одно, на практике получается совсем другое. - Изначально и ФТС, и министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин объявляли, что эти поправки направлены на упрощение таможенного оформления, на сокращение времени, но ничего этого мы не увидели, - говорит эксперт комитета "Деловой России" по внешнеэкономической деятельности и таможенной политике Марина Лякишева. - Более того, в документе множество отсылочных норм на национальное законодательство, хотя главной идеей было их сокращение и максимальная унификация. В реальности наблюдается совершенно обратный про -цесс.

Лякишева добавляет, что поправки максимально расширяют возможности применения таможенного контроля.

- Расширяется обвинительная направленность деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД и физических лиц, - говорит Марина Лякишева. - Система управления рисками, которая применяется ФТС для контроля грузов, и сейчас вызывает много вопросов. Она непрозрачна, не работает автоматически, а зависит от решения того или иного инспектора.

Поправки приведут к усилению коррупционной составляющей.

Так, согласно поправкам в ст. 127-129 ТК ТС, проверкам будут подвергать не только декларантов, но и участников околотаможенного бизнеса - предоставляющие услуги временного хранения, услуги оформления, представители, а также физические лица. Этот бизнес включен в число "объектов анализа рисков".

- На сегодняшний день система управления рисками, применяемая таможенниками, неэффективна, и неопределенность всех пугает, - согласен председатель комитета "Опоры России" по внешнеэкономической деятельности и таможне Леонид Лозбенко.

Вторая претензия бизнес-ассоциаций к документу - в том, что в нем совсем не учтены положения таможенной дорожной карты, поправки никак не отражают решения руководства России по совершенствованию таможенного администрирования.

По словам президента РСПП Александра Шохина, в нынешних поправках есть целый ряд новелл, которые могут ухудшить ситуацию.

- Сейчас я бы притормозил продвижение поправок с целью применения в них положений принятой правительством "дорожной карты", - говорит Шохин. - И не в режиме эксперимента, а по принципиальному вопросу сокращения до 15 минут времени прохождения таможни при наличии гарантий финансовых институтов и банков. Эту тему сейчас "подвесили".

Как считает Шохин, главный недостаток документа в том, что он не проходил процедуру оценки регулирующего воздействия и готовился без участия бизнеса.

- Разработка Таможенного кодекса и национального закона о таможенном регулировании проходила с участием бизнеса, и то нам пришлось столкнуться с многочисленными попытками ввести в российское законодательство более жесткие нормы, нежели те, которые прописаны в ТК, - говорит Шохин.

"Известия"