05.04.13

Без лицензии — не импорт

Правительство в апреле-мае примет окончательное решение, нужно ли снимать запрет на параллельный импорт. Как выяснили «Ведомости», скорее всего, запрет сохранится

В апреле-мае в правительстве пройдет решающее совещание по проблеме параллельного импорта в Россию, сообщил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Проведет его первый вице-премьер Игорь Шувалов, потом будет подготовлен доклад премьеру Дмитрию Медведеву. Нужно политическое решение для снятия запрета, уверен Артемьев. Предварительно совещание назначено на 12 апреля, говорит сотрудник аппарата правительства.

ФАС уже несколько лет добивается отмены запрета на параллельный импорт. По мнению ведомства, это усилит конкуренцию и приведет к снижению цен. Сейчас параллельный импорт запрещен ст. 1487 Гражданского кодекса, вступившей в силу с 2008 г. Товар может ввозиться только самим правообладателем или с его письменного разрешения, иначе будет нарушено исключительное право на товарный знак. Правообладатели раньше требовали арестовывать такой товар на таможне, но Высший арбитражный суд в 2009 г. защитил параллельных импортеров. Согласно его решению правообладатели в каждом случае должны предъявлять гражданские иски.

Либерализация параллельного импорта не отвечает долгосрочным интересам страны, говорит сотрудник Минпромторга: такие импортеры часто используют различные серые схемы, занижая таможенную стоимость товара, а это сокращает доходы бюджета и препятствует локализации иностранных производств. Снятие запрета возможно лишь при четкой регламентации параллельного импорта, считает чиновник: например, если производитель сам не налагает никаких ограничений или если товар ввозит крупная сеть. У Минэкономразвития окончательной позиции пока нет, следует из ответа ведомства: возможны как положительные последствия, например снижение цен, так и отрицательные — увеличение объемов контрафакта. В Минпромторге официально проблему не комментируют.

Конкуренция действительно усилится, только недобросовестная, и не факт, что выиграет потребитель — при сером импорте многие товары, например мобильные телефоны, могут работать с ограничениями, уверен представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Это ударит и по российской промышленности — например, в стране локализовано производство 75-80% телевизоров, которые продаются на внутреннем рынке, отмечает он.

У министров Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сейчас разные позиции. Параллельный импорт запрещен на территории всего Единого экономического пространства (ЕЭП — Россия, Белоруссия, Казахстан) и снятие запрета возможно только одновременно во всех странах, напоминает министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. Полное разрешение характерно для наименее развитых стран, отмечает он: «Простого решения быть не может, нужны проработанные предложения, которые подразумевают тонкую настройку режима». Но легализация параллельного импорта, по оценке министра по конкуренции ЕЭК Нурлана Алдабергенова, приведет к снижению цен в ЕЭП, например, на парфюмерию и автозапчасти — на 50-60%.

Это завышенные оценки, считает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. По его словам, сейчас легальные товары и завезенные параллельно в большинстве случаев стоят одинаково, только в первом случае бизнес вкладывается в продвижение товаров и развивает рынок, а во втором паразитирует на чужих инвестициях. Снижение цен возможно, не согласен финансовый директор дистрибуторской компании «СВАМ дистрибьюшн» Игорь Хавский: уже сейчас некоторые сорта пива дешевле закупать в Европе, чем у российских производителей, разливающих это пиво по лицензии. К 2018 г. согласно обязательствам России перед ВТО импортная пошлина на пиво снизится с 0,6 до 0,05 евро за литр и тогда разница в ценообразовании будет не в пользу российских производителей, считает Хавский.

Разрешение параллельного импорта лишит таможенные органы возможности эффективно пресекать ввоз контрафактных запчастей, что приведет к снижению безопасности на дорогах, поэтому «Фольксваген груп рус» (представитель Volkswagen AG в России) выступает против такого решения, сказал представитель компании.

Позиция Шувалова будет сформирована после совещания, отмечает сотрудник аппарата правительства. Его официальный представитель не комментирует ситуацию. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не знает о позиции премьера: «Сначала должно пройти совещание у Шувалова».

«Ведомости»