25.01.07

А.Бельянинов: Тут и за пять лет что-то трудно изменить

Начальник ФТС Андрей Бельянинов затеял реформу российской таможни

У руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрея Бельянинова есть любимая новогодняя игрушка карта России с точками таможенных постов в виде лампочек. Так ему нагляднее видна его новая епархия. Бельянинов был назначен на этот пост в мае прошлого года, сразу после неожиданного переподчинения таможни из ведения Минэкономразвития напрямую правительству, серии коррупционных скандалов на таможне и заявления Владимира Путина о том, что таможенники и бизнес сливаются в экономическом экстазе .

До этого Бельянинов возглавлял Рособоронзаказ и Рособоронэкспорт , а еще раньше работал с будущим президентом в Восточной Германии. Главное достижение Бельянинова за первые восемь месяцев работы повышение средней зарплаты таможенников почти в три раза. Но другие реформы даются пока трудней. В интервью Ведомостям Андрей Бельянинов рассказал о том, что его главная задача изменить всю систему работы таможни и менталитет людей, работающих в этой службе.

Вы долгое время возглавляли Рособоронэкспорт , руководили Рособоронзаказом. Как чувствует себя человек, который всю жизнь занимался одним, а потом Родина попросила его заняться совершенно другой сферой деятельности?

Рособоронэкспорт и таможня только кажутся несовместимыми. Рособоронэкспорт очень крупный участник внешнеэкономической деятельности. В 2006 г. он экспортировал продукции на $5,3 млрд. Я был на другой стороне баррикады. И вопросов к таможне тогда, кстати, было немного.

Честно говоря, я сюда пришел с несколько обывательским взглядом на то, что такое таможня. Когда мне пришлось пересесть в это кресло, сначала я не мог элементарно осознать ее структуру настолько она многообразна и многофункциональна. Сложности есть и сейчас. Но с каждым месяцем, с каждой неделей они носят все более конкретный характер.

Главный вывод, к которому я пришел за восемь месяцев работы, нужно менять систему. Чтобы это делать, наверное, не обязательно досконально знать все нюансы и тонкости Таможенного кодекса и порядка таможенного оформления. Это, безусловно, важно, но у нас для этого есть грамотные специалисты.

Без изменения системы что ни делай, все будет бесполезно. Можно поменять одних недобросовестных людей на других и даже добиться успеха, но мимолетного. Знаете, так бывает: приходит новый тренер в футбольную команду, и она вдруг начинает побеждать, но потом все равно проигрывает, если тренер систему не поменял. Мне кажется, все, что касается изменений в работе таможни, во многом должно носить миссионерский характер. А это требует времени, изменения психологии людей. Тут и за пять лет существенно что-то трудно изменить.

То есть вы своего рода антикризисный менеджер?

Я не хочу, чтобы меня считали кризис-менеджером. Я считаю это негативной оценкой. На каждом посту, который я занимал, со временем ко мне приходило все более глубокое понимание того, что происходит в стране. Работая в том же Рособоронэкспорте , Рособоронзаказе, я очень хорошо разбирался в ситуации с промышленностью, и не только оборонной. Сейчас знаний прибавляется. Формально у меня только одно высшее образование. Но на самом деле их несколько, и здесь я также прохожу курс повышения квалификации. Госминистр Турции по вопросам внешней торговли, с которым я на днях встречался, немного проэкзаменовал меня и сказал: Вижу, вы глубоко погрузились в проблематику .

А как вы сами для себя объясняете, что выбор пал именно на вас?

Это как в старом анекдоте: Типа повезло (смеется). Никому бы не пожелал добровольно сесть в кресло руководителя российской таможни. С учетом тех задач, которые ставит президент, которые стоят перед страной, деятельность ФТС приобретает все большее значение, и я чувствую, как ответственность возрастает. Возьмем международную деятельность. Я посмотрел график моих поездок на ближайшие полтора месяца и в ужас пришел. К сожалению, меня не хватает на все.

Но, с другой стороны, без прямых контактов с коллегами из других стран работать нельзя. Российские таможенники в международном таможенном сообществе пользуются заслуженным уважением, и его терять нельзя. Руководители многих таможенных служб считают своим долгом установить рабочие контакты с нами. При этом в международной деятельности, я считаю, мы в последнее время здорово отстали. Все усилия были брошены по понятным причинам на подготовку таможни к вступлению в ВТО. А интерес к России между тем растет, и коллеги предъявляют отложенный спрос на контакты.

Одной из первых проблем, которую вы начали решать, стало повышение зарплаты для сотрудников службы. Вы добились того, чего хотели?

Зарплата выросла с 1 января в среднем до 26 000 руб. Но этого все равно недостаточно. От тех же коллег из других стран мы еще сильно отстаем. Мне рассказали, что в Турции молодой человек, только поступив на работу, может рассчитывать на $800. Правда, там те же проблемы с соцпакетом. Похоже, таможенников сознательно ставят в такие условия, чтобы потом про них рассказывать анекдоты. Причем во всем мире.

Но вы говорили, что это не будет простым повышением оклада

Да, 26 000 руб. это средняя зарплата в службе, но это будет не поголовное повышение, а единовременное денежное поощрение, дифференцированное в зависимости от результатов труда. Оно будет выдаваться ежеквартально.

Когда в первый раз?

Думаю, по результатам I квартала 2007 г. Как только мы отладим методику, поощрения можно будет платить в ежемесячном режиме. Но до того, как это произойдет, предстоит еще проделать большую работу. До сих пор критерии оценок были очень размытыми. Что это значит таможенник работает хорошо?

И в чем будут заключаться критерии?

Мы сейчас разрабатываем внутреннее положение, в котором будет определенный набор критериев. Я пока не стал бы их озвучивать. Вот подпишу приказ расскажу.

То есть будут общие критерии, но для каждого подразделения своя особенность?

Конечно. Мы же не можем спрашивать, скажем, с управления тылового обеспечения за собираемость таможенных пошлин. Но тыловые службы входят в состав территориальных подразделений и в данном случае их оценка будет входить в общую оценку работы всего таможенного органа.

Зарплата будет зависеть и от выполнения плана региональными таможенными управлениями и таможнями. Планы могут быть скорректированы, если, например, переориентируются грузопотоки. Тут ничего не поделаешь. У нас демократичный Таможенный кодекс, и участники внешнеэкономической деятельности вольны декларировать товар там, где им удобно.

Вы сами говорите: переориентируются потоки и ничего не поделаешь. А если взять не отдельные подразделения, а всю таможню в целом? То, что экспорт и импорт растут невероятными темпами, по большому счету не ваша заслуга. От вас не зависят цены на нефть и рост внутреннего спроса. Как тогда собираемость может быть главным критерием?

Пожалуй, рост грузопотоков сам по себе не зависит от таможни. Вот мы сейчас столкнулись с проблемой теплая зима, экспорт нефтепродуктов из России сокращается. Плюс ситуация с Белоруссией, которая долго держала нас в напряжении. Я сейчас с тревогой смотрю: выполним план на январь или нет? Можем ведь и не выполнить.

Вместе с тем импорт растет. Показатели первого месяца, когда все обычно только раскачиваются, уже серьезно превышают результаты прошлого года. Это не заслуга таможни, хотя, с другой стороны, она своими непродуманными действиями может, например, на какое-то время приостановить поток определенной группы товаров. В случае с импортом это треть поступлений, которые собирает ФТС. В 2006 г. при ввозе товаров мы получили платежи на сумму 947,39 млрд руб. Как видите, качество администрирования очень велико. От того, насколько мы грамотно работаем, собираемость зависит в значительной степени. Я рассчитываю ее еще поднять за счет ряда мер и мероприятий. В прошлом году нам кое-что удалось сделать. Судите сами. В 2006 г. таможенными органами перечислено в федеральный бюджет свыше 2 трлн 863 млрд руб., что на 761 млрд руб. больше, чем в 2005 г. По предварительным данным, это 45,6% от общей суммы доходов федерального бюджета.

Вы не раз говорили, что много китайских товаров завозится через Финляндию и Прибалтику. Это, видимо, одна из причин пробок на границе. Как вы решаете эту проблему?

Да, нами действительно отмечен такой парадокс. Ситуацию, когда товары из стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока поступают на российский рынок через Финляндию и страны Балтии, нельзя назвать нормальной. Мы уже не раз высказывали свою озабоченность финским коллегам по этому поводу. Мы также консультировались с таможенными службами стран Балтии.

Одним из объяснений является то, что этим маршрутом пользуются недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Как показывают наши наработки, на более длительном пути транспортировки у таких бизнесменов возникает возможность для неоднократной подмены сопроводительных документов на груз. Это первая причина возникновения на границе автомобильных очередей. Второй причиной пробок стало общее увеличение объемов импорта в Россию. Наконец, третья причина, которая, пожалуй, является одной из основных, отсталая инфраструктура пограничных пунктов пропуска. Для решения именно этой проблемы, за которую мы серьезно взялись, мало одних усилий ФТС.

Мы отдаем себе отчет, что разрешение этой проблемы вопрос не дня и не месяца. И уже сейчас принимаем необходимые меры: закупаем мобильные инспекционно-досмотровые комплексы, увеличиваем численность таможенников на пунктах пропуска, сокращаем до минимума, но без ущерба для качества и безопасности время прохождения таможенных процедур на границе, налаживаем информационный обмен с нашими коллегами из сопредельных государств. Наконец, мы ведем постоянный активный диалог с участниками ВЭД с целью выстраивания ими оптимальных логистических схем.

А какова ситуация с Белоруссией?

Две недели назад мы ездили на границу с Белоруссией, в Смоленскую область. Там наши пункты пропуска построены по временной схеме. Стоят такие домики барачного типа. Некоторые отремонтированы и то хорошо. В таких же бытовках расположены и другие службы. При этом у нас нет границы как таковой. Возникает вопрос: если граница нужна, ее надо обустраивать, а если нет тогда о чем мы говорим? Лично я против обустройства границы, ведь тогда многие наши усилия пойдут прахом. Кстати, еще к вопросу о пробках. Товаропотоки переместились в сторону Северо-Запада в том числе и из-за ситуации с Белоруссией. Некоторые действия наших коллег не вызывают доверия у перевозчиков. Мне, например, нравится организация, которая называется, кажется, Белтаможконвой . Она собирает караван в количестве 30-50 машин, которые следуют транзитом через белорусскую территорию, и на принудительной платной основе сопровождает груз. Таким образом, создается возможность пробок и на границе с Белоруссией, так как одновременное прибытие такого количества машин затрудняет их оформление. Мы сейчас прикладываем все усилия для того, чтобы активизировать грузопотоки через южные границы.

С Украиной?

А у нас на юге другого соседа нет. Но чтобы договариваться с Украиной, надо договориться и с Польшей, и с Турцией. А через Турцию идет очень много тех же китайских товаров, не всегда белых, что не только у нас вызывает озабоченность. Нужно делать так, чтобы грузопотоки были прозрачными, а процедура таможенного оформления необременительной.

Некоторое время назад вы обнародовали ваш план реформы таможни. Вы предложили государству выкупить таможенные посты, войти в капитал всех складов временного хранения (СВХ) минимум с блокирующим пакетом, приблизить посты к границе и ликвидировать некоторые таможни, вернуть ответственность таможенных брокеров за недостоверное декларирование и развивать постаудит. Что из этого уже удалось реализовать?

Реально пока мало что сделано. Во всяком случае, чтобы можно было громко рапортовать об успехах. По всем направлениям работа ведется. Если говорить о конкретных шагах, то вот примеры. Сейчас все акцизные посты подчиняем центральной акцизной таможне. Завершается работа по переподчинению энергетических постов Центральной энергетической таможне. Почти все таможни на Северном Кавказе преобразованы в таможенные посты. Почему-то некоторые считают, что эти действия носят политический характер. Уверяю, здесь нет ничего, кроме экономики: эти таможни сами себя проедали. А вот Адыгейскую таможню закрыли, потому что там еще и безобразия серьезнейшие творились.

Что касается СВХ, то здесь пока нет ясности, где они должны располагаться. У нашего министра транспорта есть идея сухого порта все склады переместить в Москву и Московскую область. Скоро ФТС с Минтрансом проведет совместную коллегию, где мы это и обсудим. А о том, чтобы входить в капитал, стоит хорошенько подумать. Мы толком не знаем, кто стоит за некоторыми СВХ. А войти на 25% в недобросовестную компанию значит, по сути, дать ей крышу и легализовать таким образом ее противоправные действия.

Кстати, как у вас обстоят дела с искоренением противоправных действий?

Наши правоохранительные подразделения в последние месяцы начали добиваться весьма серьезных успехов. И это вызывает неоднозначный резонанс. По-моему, те, кто работает в теневом таможенном бизнесе, только сейчас начинают понимать, что изменения в нашей сфере это не прихоть одного-двух человек. Это государство меняет систему. С большими сложностями, но система начинает меняться. О некоторых проблемах расскажу на одном примере. Я не знаю, кого назначить на Брянскую таможню. Нам достоверно известно, что ситуацию там пока контролируют воры в законе . Мы знаем их имена, фамилии, клички и где они живут. Безусловно, мы будем менять эту ситуацию, но пока люди не хотят на это место идти, понимая, что рискуют, и сознавая, что должны постоянно разрываться между страхом и совестью. Недавно то же самое было на Смоленской таможне. Поймите, это слишком долго складывалось, чтобы можно было разом все изменить, просто сказать: вот мы пришли, сейчас приблизим к границе таможенное оформление, вложим деньги, весьма немалые. Конечно, это правильные векторы, но систему они меняют медленно.

С менталитетом все понятно, могут и десятки лет уйти. А чтобы реализовать эти правильные векторы, сколько времени понадобится?

Думаю, года два-три нужно, чтобы появились ощутимые результаты. Мне кажется, промежуточные итоги можно будет подвести в мае, когда исполнится год со дня переподчинения таможни правительству. С этого времени начались радикальные изменения. Мы не стоим на месте, мы развиваемся. Далеко не всем это нравится, кстати.

Кого вы имеете в виду?

Недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

А чем закончилась борьба с серым импортом, в частности, на рынке сотовых телефонов? Весь прошлый год не утихали скандалы по поводу изъятия партий нелегальной бытовой техники.

Что касается изъятия тех партий, о которых вы говорите, то это вопрос не к таможне. А серый импорт, по оценкам специалистов, сокращается. Все долго привыкали жить в условиях неформальных договоренностей. Но сейчас некоторые компании говорят: хотим работать вбелую. А некоторые таможенные брокеры предлагают: давайте работать по-старому. Мы же вам экономим. Многим коммерсантам эта экономия не нужна. Придут наши инспектора, придет налоговая служба, и эта экономия выйдет им боком.

Сейчас мы ставим на крупных операторов, которые нас поддерживают. Есть же IKEA, которая все возит вбелую, и у нее все товары дешевые. Или вот, например, Мечел , который готов помогать нам в борьбе против недобросовестных импортеров. И таких предложений у нас не одно и не два.

Изменился ли порядок предоставления компаниям специальных упрощенных процедур таможенного оформления?

Принципиально порядок не изменился. Список компаний, получивших данную процедуру, вырос. Эту процедуру, в принципе, можно еще более упростить для тех компаний, которые уже давно себя положительно зарекомендовали. Знаете, от Газпрома вообще можно не требовать никаких авансовых платежей. Он всегда платит. Операторы экспресс-доставки DHL, UPS, TNT давно оформляют ввозимые в Россию товары по специальной ускоренной схеме.

Случаются ли инциденты? И как вы действуете в таких случаях?

Совсем недавно к одному оператору были претензии. Он даже мог лишиться лицензии. Но это, собственно, претензии не к операторам, а к их клиентам. Везут, например, в неделю по коробке каких-нибудь пробников духов, а за два-три месяца формируется серьезная партия. Это нарушение. И если следовать формальной логике, то их надо лишать лицензии. Но тогда за нарушения клиентов надо наказывать РЖД. Или Аэрофлот .

Еще когда таможня была в подчинении Минэкономразвития, было принято несколько мер, ограничивающих челночную торговлю, по весу, по стоимости партии. Они дали результаты?

Первое время да. Но любое действие рождает противодействие. То, что раньше везли 20 челноков, сейчас везут 50: перед границей товар делится на 50 мелких партий, а после пересечения границы все они сливаются в единую партию и никаких нарушений закона. Этим по-прежнему живет огромное количество людей, но они должны понимать, что их время уходит. Мы не отнимаем у них кусок хлеба, все произойдет естественным образом. Люди некачественный товар носить не будут. В Москве уже исчезают рынки, торговля становится цивилизованной. Скоро то же самое произойдет по всей стране.

Есть еще какие-то рынки, где доля серого импорта остается значительной?

Цветы. Там и серый, и черный импорт. Главная цветочная биржа находится в Голландии, но туда свозят цветы со всего мира. Недобросовестно декларируют и по количеству, и по весу.

Есть ли проблемы с ввозом лекарств, о которых вы предупреждали в конце прошлого года?

Пока нет. Надеюсь, и не будет. Мы вовремя сели с коллегами из других министерств и ведомств и обо всем договорились. Хорошо бы заниматься профилактикой возможных проблем, но у нас специалистов на все не хватает. Квалифицированные кадры с опытом работы уходят из-за низкой зарплаты, причем не всегда в дружественные организации. Нам не хватает программистов, юристов, специалистов в отдельных отраслях знаний, например в энергетике или фармакологии. Многое держится на энтузиазме людей. И вместе с тем у нас есть уникальные наработки. Например, в области статистики. ФТС единственный орган, который занимается в нашей стране внешнеторговой статистикой. Такого нигде в мире нет. Я у турецких коллег специально спрашивал у них четыре ведомства за этим следят.

В декабре вы проводили конкурс по страхованию автогражданской ответственности 5000 машин ФТС. В тендере участвовали лидеры рынка Росно , Росгосстрах , Макс , а выиграла компания Русский страховой центр , получившая лицензию незадолго до конкурса. Почему?

Наверное, потому, что она предложила лучшие условия. Конкурс был открытым. Центр имеет 15-летний опыт страхования гражданской ответственности автотранспортных средств крупных предприятий Москвы и регионов России.

БИОГРАФИЯ

Андрей Юрьевич Бельянинов родился 14 июля 1957 г. в Москве. В 1978 г. окончил Московский государственный институт народного хозяйства им. Плеханова по специальности финансы и кредит . После окончания института служил в Первом главном управлении КГБ СССР (внешняя разведка). Во второй половине 1980-х гг. работал в посольстве СССР в ГДР. В 1991 г. уволился из КГБ. В 1992-1994 гг. заместитель председателя правления РЭА-банка. В 1994 г. окончил Академию народного хозяйства при правительстве РФ. В 1994-1995 гг. заместитель председателя правления Новикомбанка, в 1995-1999 г. председатель правления банка. С декабря 1999 г. по ноябрь 2000 г. заместитель гендиректора по экономике ФГУП Промэкспорт . С ноября 2000 г. по апрель 2004 г. гендиректор ФГУП Рособоронэкспорт . С апреля 2004 г. по май 2006 г. директор Федеральной службы по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ. В мае 2006 г. назначен директором Федеральной таможенной службы.


Ведомости; 25.01.2007