04.08.20

Alibaba намерена грузовыми самолетами доставлять посылки в Казань и Екатеринбург

Логистический оператор Cainiao (подразделение Alibaba) расширяет бизнес в России: с августа он запустил из КНР в РФ дополнительный грузовой самолет Boeing 757-200F перевозчика «Авиастар-ТУ», полученный в лизинг. Об этом «Известиям» рассказали в Cainiao, информацию подтвердили в авиакомпании. Это позволит китайскому ритейлеру отправлять товары авиатранспортом в Екатеринбург и Казань в условиях ограничения регулярных пассажирских рейсов, которые использовались для перевозки заказов, и сократить сроки доставки по стране до 10–15 дней. Источник «Известий» на рынке утверждает, что компания планирует также в ближайшее время задействовать широкофюзеляжные Boeing 767.

На грузовике

В августе «Авиастар-ТУ» начал эксплуатацию третьего самолета Boeing 757-200F в парке для перевозок товаров из Китая, рассказали «Известиям» в Cainiao и самой авиакомпании. Перевозчик взял самолет в лизинг под увеличение объемов поставок из КНР в РФ. До 2018 года компания использовала только российские самолеты Ту-204, но два года назад начала эксплуатировать грузовые Boeing 757-200F с большей коммерческой загрузкой и дальностью полета. В «Авиастаре» говорят, что планируют продолжить расширение парка, но не раскрывают, о каких самолетах идет речь.

Источник «Известий» в сфере авиационных грузоперевозок утверждает, что Cainiao планирует задействовать для перевозок в Россию широкофюзеляжные Boeing 767. Более крупные самолеты потребуются на фоне роста грузопотока в РФ и локализации бизнеса Alibaba в стране. При обратных полетах из России в Китай эти самолеты Cainiao планирует использовать для экспорта уже наших товаров в КНР.

В Cainiao говорят, что сегодня в интересах логистической компании «Авиастар-ТУ» выполняет регулярные рейсы из Ханчжоу в Москву и Новосибирск, месяц назад запущен рейс из Чанши в Москву. В компании рассчитывают, что с расширением флота партнеров будут открыты прямые регулярные рейсы из городов Китая в Казань и Екатеринбург.

В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) отмечают, что Татарстан и Свердловская область входят в число регионов — лидеров по объему потребления товаров e-commerce: они находятся на 5–6-х местах в рейтинге после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края.

— В зависимости от региона и стоимости заказа период доставки может варьироваться от 15 до 30 дней. В города-миллионники Cainiao доставляет товары за две недели. В отдаленных регионах, где нужно задействовать дополнительные каналы доставки, сроки увеличиваются. Наша задача — в течение двух лет с запуском новых рейсов в новые города и расширением авиапарка сократить сроки до 10–15 дней для большинства российских городов с населением от 500 тыс. человек, — добавили в компании.

В Cainiao утверждают, что в январе-мае компания перевезла в Россию 7,55 тыс. т груза, или на 60% больше, чем за тот же период прошлого года.

— Это связано с более активным шопингом в период самоизоляции: например, мы наблюдали повышенный всплеск в дни, когда карантин продлевался. Более того, покупатели площадки стали выбирать более дорогие и тяжелые товары, переключая свое внимание на новые категории, такие как одежда, косметика и электроника, — объясняют в Cainiao.

В июне в Cainiao сообщали, что до конца 2021 года инвестируют в логистическую и IT-инфраструктуру в России около 1 млрд рублей. Вложения должны сократить время и расходы на доставку заказов продавцам, которые работают на российских платформах группы — AliExpress и Tmall. По окончании работ по созданию складской и IT-инфраструктуры российские продавцы смогут, задействуя платформу, отправлять товары на экспорт. Эти товары будут доставляться в Китай по воздуху, для чего Cainiao планирует задействовать флот авиакомпаний-партнеров.

Проблемы с регулярностью

В АКИТ утверждают, что не наблюдали увеличения объемов трансграничной торговли в I квартале: они остались на уровне того же периода прошлого года. Но во II квартале был определенный рост, говорит президент ассоциации Артем Соколов. Данных по торговле за полугодие на сегодня нет, они будут сформированы к концу августа.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов говорит, что, по его оценке, количество посылок в период самоизоляции сократилось на 40% (если считать именно по числу, а не по весу). Он отметил, что до пандемии значительная часть грузов перевозилась в багажниках пассажирских самолетов на регулярных рейсах. После начала пандемии и прекращения регулярных рейсов выбор Cainiao в пользу самолетов грузового перевозчика логичен. Он добавил, что с конца прошлого года логистические компании консолидируют товары в одной посылке, чего раньше не делали. Это снижает их расходы, объясняет он.

В «Почте России» сказали «Известиям», что в 2019 году отправления со сделанными на AliExpress заказами составили 80% от общего объема трансграничного трафика почтового оператора.

— В прошлом году накануне сезона распродаж «Почта России», «Почта Китая» и Cainiao запустили новый логистический продукт cPacket. Он гарантирует оптимальные сроки доставки за счет регулярных рейсов не только в Москву, но и в Екатеринбург и Новосибирск, что позволяет исключить ненужный крюк для почтовых отправлений, адресованных на Урал и в Сибирь, — сказали в компании.

Собеседник «Известий» на рынке e-commerce напомнил, что после прекращения регулярных рейсов на рынке наблюдались сбои поставок товаров.

На пороге

С 1 января 2020 года правительство России снизило порог беспошлинного ввоза на территорию страны для приобретенных за рубежом товаров с €500 до €200 за одну посылку.

Ранее в Федеральной таможенной службе (ФТС) подсчитывали, что за счет этого бюджет в I полугодии 2020-го должен был получить около 1,9 млрд рублей. Однако основные поступления должны были начаться со II полугодия: с июля порог должен был снизиться с €200 до €100. В этом случае бюджет должен был получить около 3,5 млрд рублей за шесть месяцев. Но после начала пандемии от этой идеи отказались, заморозив очередное понижение порога до 2021 года. В дальнейшем Минфин предлагал уменьшить его до €20, что должно было еще больше увеличить доходы бюджета.

Инициатива по дальнейшему понижению порога в конце прошлого года подверглась критике со стороны Минпромторга. Как писал «Интерфакс», в министерстве утверждали, что расходы на таможенное администрирование будут выше, чем полученный бюджетом доход.

В Минпромторге рассказали «Известиям», что сегодня для формирования единой позиции на площадке Минэкономразвития проходят дискуссии.

— Важно крайне взвешенно подойти к вопросу на фоне ухудшения покупательской способности граждан, связанного с распространением коронавирусной инфекции. Непродолжительное время действия установленного порога в €200 не позволяет сегодня объективно оценить влияние такого снижения на объемы ввозимых международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, — говорят в ведомстве.

В Минпромторге добавили, что, по данным ФТС, количество международных почтовых отправлений и экспресс-грузов в I полугодии снизилось на 22%. При этом объем внутренней интернет-торговли за тот же период вырос в два-три раза по сравнению с I полугодием 2019-го.

В Минфине и ФТС на момент публикации не ответили на вопросы «Известий».

Известия