13.03.06

А. Жерихов: Электронные отношения

Одним из перспективных направлений развития российской таможенной службы, как в рамках создания благоприятных условий для организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, так и в целях повышения эффективности таможенного контроля, является организация информационного взаимодействия по различным аспектам таможенных процедур между таможенными органами и субъектами внешнеэкономической деятельности. Это может быть как предварительная информация, так и сведения, представленные в виде таможенных деклараций и документов в электронном виде. Принимая во внимание необходимость организации осуществления таможенного оформления и таможенного контроля в пунктах пропуска в бесперебойном режиме, ФТС России проводит работу по обеспечению единообразных подходов к формированию, передаче и использованию при осуществлении таможенных операций информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы.

Перед таможенной службой России, как и перед таможенными службами всех государств, стоит двойная задача. С одной стороны обеспечить всемерное содействие торговле, в том числе и путем привлечения инвестиций, а с другой минимизировать угрозу экономической и национальной безопасности государства. Повышение качества таможенных услуг способствует сокращению логистических издержек, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Все эти цели заложены в Концепции развития таможенных органов на 2005 2010 и последующие годы, которая будет рассмотрена в ближайшее время на заседании Правительства РФ. В ней определены наиболее эффективные средства и методы непосредственной реализации таможенными органами задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами при безусловном соблюдении российского законодательства. Следовательно, наша цель - организовать ясные условия осуществления внешнеэкономической деятельности, для чего ФТС России были определены два ключевых направления деятельности. Первое - унификация таможенных технологий с мировой практикой, и в особенности с таможенными процедурами Европейского союза. Второе - внедрение механизмов взаимодействия с добросовестными внешнеэкономическими операторами.

В декабре 2002 года был подписан трехсторонний протокол между таможенным управлением Швеции, Финляндии и таможенным комитетом России о реализации проекта Зеленый коридор , предполагающий создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих перемещение товаров в рамках взаимной торговли между тремя странами. Подписание данного проекта нашло одобрение как в органах власти, так и в деловых кругах стран-участниц проекта. Проект предусматривает обмен предварительной информацией о перемещаемых товарах между таможенными органами, совместный допуск торговых операторов, ускорение и упрощение процедур в пунктах пропуска и в местах оформления. Время на выполнение таможенных формальностей в пункте пропуска составляет 10 минут. В настоящее время заинтересованность в участии в проекте Зеленый коридор высказал ряд таможенных служб других европейских стран.

В связи с расширением ЕС была разработана и внедрена система Калининградский транзит , предназначенная для упрощения перемещения российских товаров между Калининградским регионом и остальной частью России транзитом через территорию Литвы. В этих целях было реализовано подключение ФТС России к Литовскому сегменту Новой компьютерной транзитной системы (NCTS) ЕС в качестве специализированного брокера, а также была обеспечена предварительная передача информации о транзите в NCTS и получение уникального ID номера с целью открытия процедуры общего транзита. В процессе работы подкомитета Россия ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия ЕС была согласована необходимая техническая основа, которая позволит создать в России новую систему таможенного транзита, совместимую с системой таможенного транзита ЕС и технически весьма схожую с NCTS. Это даст возможность участникам внешнеэкономической деятельности подавать транзитные декларации в электронном виде и получать электронные уведомления об успешном завершении или не завершении процедуры транзита. Сегодня основным механизмом создания благоприятных условий для добросовестных операторов является применение упрощенных процедур таможенного оформления, таких как: хранение товаров на собственном или арендованном складе, предварительное декларирование товаров, декларирование товаров, находящихся на складе получателя с подачей периодической таможенной декларации и выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Воспользоваться механизмом упрощенных таможенных процедур могут организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет, не имеющие вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не подвергнувшиеся административному наказанию за совершение административных правонарушений, ведущие систему учета в порядке, предусмотренном приказом Министерства экономического развития и торговли РФ.

Таможенная служба РФ активно внедряет систему электронного декларирования, основными принципами которой является использование одной таможенной декларации без необходимости представления других документов и взаимодействие декларанта и таможенного поста посредством информационных систем. Это позволит уменьшить влияние человеческого фактора и снизить уровень деловой коррупции при оформлении партий товаров. Сегодня уже 47 таможенных постов, оснащены соответствующим оборудованием для применения электронного декларирования, а к концу 2005 года таких таможенных постов будет более 60.

Как показывают мировые тенденции совершенствования таможенных процедур, перспективным направлением является внедрение института предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах до их прибытия на таможенную территорию страны. Правительствами ряда европейских стран были приняты правила и заключены соглашения с бизнес-сообществом для обеспечения необходимого уровня безопасности на базе результатов оценки рисков, проводимой до прибытия товаров на таможенную территорию. С другой стороны, предварительная информация может также использоваться таможенными органами для минимизации времени, необходимого для выполнения формальностей, планирования распределения ресурсов, оптимизации осуществления контроля, а также для обеспечения транспарентности и предсказуемости действий таможенных органов. Ещё одно направление - это применение дифференцированного подхода к внешнеэкономическим операторам с целью разработки отдельных технологий с учетом логистики и бизнес-процессов участника внешнеэкономической деятельности. В таможенных службах Европы, использующих современные правовые инструменты, широко применяется институт уполномоченного оператора. Но этот вопрос ещё требует дополнительного изучения, как с правовой, так и с организационной точки зрения. К сожалению, масштабы недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости все ещё велики, однако, как показывает опыт, справиться с этими проблемами традиционными методами тотального контроля не удается. Поэтому Федеральная таможенная служба сделала ставку на внедрение системы управления рисками и электронное декларирование.

В заключение хотелось бы отметить, что планомерная работа по всем этим направлениям, а также комплексный подход создаст основу для дальнейшей интеграции России в процесс развития торговых отношений со странами ЕС, с общеевропейским таможенным пространством и будет способствовать упрощению прохождения таможенных процедур для сферы транспорта.

Экономика и Транспорт сегодня 13.03.06