21.04.06

А. Жерехов: Досмотр транзита исключительный случай

Федеральная таможенная служба начала официальное применение практики выборочного таможенного досмотра транзитных грузов, что должно ускорить прохождение вагонов и контейнеров. Об изменениях в работе ФТС Гудку рассказал руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерехов.

Что значит на практике выборочный таможенный досмотр транзитных грузов?

Мы находимся в постоянном поиске оптимизации таможенных процедур. Второго марта этого года я дал указание нашим территориальным таможенным органам проводить выборочный таможенный досмотр и ликвидировать несанкционированные проверки в портах Дальнего Востока. В экспериментальном режиме выборочный досмотр проходил уже давно. Проводить досмотр можно лишь в том случае, если наложенное обеспечение в виде пломбы не в порядке: к примеру, она повреждена при погрузочно-разгрузочных работах. Тогда мы обязаны вагон досмотреть. Или такой случай: на пломбе указан один номер, а в транспортном документе совершенно другой. В иных случаях мы досматриваем груз только при наличии оперативно-значимой информации по линии нашего правоохранительного блока, если есть основания полагать, что это контрабанда или запрещенные предметы. Количество этих досмотров невелико. Даже без этого моего указания из 23 тысяч отправленных контейнерных грузов мы досматривали всего 3 3,5 процента. А сейчас, я думаю, с учетом моего указания количество досмотров еще сократится. Фактически мы досматриваем транзитный груз только в исключительных случаях. В портах создан режим благоприятствования транспортировке транзитных грузов.

Насколько по срокам сократится время досмотра? Есть ли у вас какой-нибудь норматив на состав?

У нас нет норматива, но мы засекали это время. Если нам вовремя предоставили документы на товар, то весь процесс оформления и досмотра занимает от 8 до 15 минут. Проводить досмотр или отправить груз транзитом решает таможенный эксперт. А если мы будем получать предварительную информацию от сопредельной таможни, импортеров и экспедиторов, это время может сократиться еще в два-три раза.

Часто ли в контейнерах обнаруживается не то, что декларировано? Я считаю, что довольно часто. К сожалению, проблемы недостоверного декларирования, укрытия товара от досмотра, использование двойного комплекта документов пока еще весьма актуальны. Чаще всего это касается грузов из стран Юго-Восточной Азии и Китая. К примеру, только Дальневосточное таможенное управление в прошлом году задержало около 800 контейнеров, когда предъявлялось одно, а декларировалось совсем другое. Декларировались стройматериалы, а там были одежда, обувь.

Однако переход на новые, более эффективные методы работы предполагает серьезное переоборудование. Чего не хватает таможне, чтобы повысить скорость обработки грузов?

Нужны современные технические средства, в частности последнее достижение техники инспекционно-досмотровые комплексы. Когда заходит платформа или железнодорожный вагон в это сооружение, буквально в считанные секунды видно все в разных проекциях, и ничего не нужно ни разгружать, ни вскрывать. Такие комплексы мы будем ставить на крупных станциях.

У нас есть концепция развития таможенных органов. Выделены деньги до 2010 года около 3,5 миллиарда рублей, но важно, чтобы это было вовремя профинансировано. Если все это будет, то к 2010 году мы на всех крупных пунктах пропуска установим 15 стационарных и 22 передвижных таких комплекса. В первую очередь в порту Восточный и во Владивостоке. На железнодорожных переходах в Забайкальске и Гродекове. Пользуясь случаем, хочу попросить у РЖД ускорить работу, связанную с землеотводом под эти комплексы.

Мы будем рады, если портовые администрации или ОАО РЖД установят эти комплексы, а мы будет их эксплуатировать. Но это функция государства, и мы не можем никого заставлять. Однако, если бизнес хочет быть прозрачным перед таможней, мы это будем только приветствовать. Прецедентов, правда, пока нет, есть маленькие установки в аэропортах, но это, разумеется, не та система.

Взаимодействие таможни и бизнеса это все-таки дорога с двусторонним движением. Что вы, в свою очередь, ждете от своих клиентов?

Повысить эффективность работы таможенников помогут современные методы работы, которые нужно осваивать и перевозчикам, и владельцам грузов.

К примеру, система предварительного информирования таможни с 2001 года используется в порту Восточный и дает хорошие результаты. В прошлом году так оформлено 90 процентов всех контейнеров в порту. С 2007 года такая методика будет обязательна при ввозе товаров на территорию Европейского союза, а у России, между прочим, товарооборот с ЕС составляет 57 процентов. К сожалению, Таможенный кодекс не предусматривает обязательного предоставления предварительной информации, и мы думаем над внесением соответствующих изменений. Еще одним очень перспективным методом является электронное декларирование. Прошло всего два года с принятия нового Таможенного кодекса, где эта возможность предусматривается, но сегодня уже 86 таможен по всей территории России готовы принимать декларирование по этой прогрессивной и прозрачной технологии. Например, у шведской фирмы ИКЕА очень большой ассортимент товаров, однако потребовалось меньше года, чтобы с нуля реализовать этот проект, и теперь 96 98 процентов груза ИКЕА декларируется в электронном виде. У того, кто быстрее перейдет на эти перспективные технологии, не будет проблем не только с таможенными органами, но и с правоохранительными. Кроме того, у бизнеса появится возможность оптимизировать издержки и логистику.

Виктор Жуков, первый заместитель директора ОАО Трансконтейнер

Мы обеими руками за новые методы работы на таможне. В принципе технология предварительного информирования используется уже давно, но она действует только в отношении тех контейнерных поездов, которые идут из Находки в Бусловскую. Желательно расширить его на другие маршруты. Такое оформление значительно ускоряет оформление таможенных документов. Электронное декларирование товаров это также значительный шаг вперед.

Но не всегда, правда, есть возможность в полном объеме дать предварительную информацию. Допустим, при перевозках с Запада есть случаи замены документов на станции Малашевичи, а это задерживает предварительную передачу. А так, если все отлажено, все получается хорошо. Приходит поезд в Бусловскую, а там 50 документов и вся работа ложится на одного-двух таможенников. А так они заблаговременно получают информацию, могут поработать с ней и сосредоточить свое внимание на тех контейнерах, которые вызывают подозрение. Недавно мы обсуждали тему перевозки контейнеров из Порта Восточный в Таганрог. Ввели единую накладную, и теперь нужно оформить всего один таможенный документ на всю партию контейнеров в поезде. Только за счет этого время как минимум сокращается в два раза.


Гудок 21.04.06