26.01.05

26 января Международный день таможенника

26 января таможенники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Пятьдесят два года назад в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества, впоследствии (в 1994 году) получившего свое нынешнее имя - Всемирная таможенная организация (ВТО). А сам праздник появился в календарях в 1983 году. Его празднуют более 800 тыс. человек такова общая численность таможенников во всем мире. Российская таможенная служба является одной из крупнейших и насчитывает свыше 60 тысяч человек. ВТО объединяет 164 государства. Российская Федерация как правопреемник СССР является членом ВТО с 1992 года, активно работая в качестве постоянного члена Политической комиссии и Финансового комитета ВТО. В Москве действует Региональный узел связи ВТО по правоохранительной деятельности. На базе Российской таможенной академии открыт Региональный учебный центр ВТО.

Как выражение высокого доверия и подтверждение способности работать по международным стандартам воспринято в российской таможенной службе повторное избрание Российской Федерации вице-президентом Всемирной таможенной организации координатором Европейского региона. В этом качестве Россия организовала две Конференции глав таможенных служб Европейского региона. Первая состоялась в январе 2004 г., вторая на прошлой неделе завершила свою работу в столице Казахстана, г. Алматы. В рамках реализации концепции Общего европейского экономического пространства Российская таможенная служба активно взаимодействует с Комиссией европейских сообществ (КЕС). В настоящее время ФТС России и КЕС совместно реализуют проект ТАСИС Гармонизация таможенных процедур России и ЕС . Проектом предусмотрено проведение сопоставительной оценки применяемых в России процедур таможенного транзита и положений Конвенции об общей транзитной процедуре ЕС, анализ расхождений между ними и выработка плана действий по устранению таких расхождений. В результате совместной работы экспертов ФТС России и КЕС составлен перечень расхождений систем таможенного транзита Российской Федерации и ЕС, касающихся правовых норм и таможенных процедур, оформления и использования транзитной декларации, обеспечения уплаты таможенных платежей, функциональных возможностей применяемых информационных систем. Устранение расхождений позволит ускорить процесс встраивания российской системы транзита в европейскую.

Благодаря работе, проведенной российскими таможенниками совместно с экспертами КЕС, была разработана и с 1 мая 2004 года введена в эксплуатацию система Калининградский транзит , позволяющая в автоматическом режиме в короткий срок получать разрешения на таможенный транзит российских грузов через территорию Литвы. Запуск данной системы стал завершением совместной работы, которую почти год вели таможенные службы России, ЕС и Литвы.

Впервые в истории Европейского Союза, Россия, которая не является его членом, получила доступ к внешней системе таможенной службы государства-члена ЕС. Система Калининградский транзит развернута на 20 из 26 таможенных постов Калининградской области и доступна во всех районах и для всех перевозчиков.

Другим важным элементом таможенного сотрудничества России и ЕС является взаимодействие с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством с целью предотвращения случаев недостоверного декларирования отдельных видов товаров (мяса говядины и свинины), сбора в полном объеме причитающихся к уплате таможенных платежей. Оно осуществляется в автоматизированном режиме, что неизменно положительно сказывается на скорости принятия решений таможенными органами.

В преддверии Международного дня таможенника российская таможенная служба традиционно подводит некоторые итоги своей работы. 2004 г. это первый год работы таможенных органов в условиях действия нового Таможенного кодекса Российской Федерации, установившего принципиально иные правоотношения между таможней и бизнесом. Для его реализации подготовлено и принято 15 постановлений правительства РФ, издано 95 ведомственных нормативных актов, прошедших государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Введение нового закона и начало работы в качественно новых условиях прошло без сбоев, плавно, без потери динамики в деятельности таможенных органов, способствовало расширению торговли и росту собираемости таможенных платежей. В 2004 году в федеральный бюджет перечислено 1219,5 млрд. рублей или свыше 42 млрд. долларов. Это на 462 млрд. рублей больше, чем в 2003 году. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: ежедневно в казну государства таможенники перечисляют около 170 млн. долларов. Таможенные платежи обеспечили 39% доходной части бюджета и составили без малого 8% ВВП.

Почти 100% товаров и транспортных средств оформляются в предусмотренные кодексом три дня. Постоянно увеличиваются стоимостные объемы импорта (в январе-октябре 2004 г. на 31% больше, чем за тот же период 2003 г.). Примерно на 14% в месяц растет количество принятых грузовых таможенных деклараций. Увеличивается сумма таможенных платежей, взимаемых в среднем с одной ГТД, растет индекс таможенной стоимости, другие обобщенные показатели деятельности таможенных органов.

Продолжалась активная работа по развитию таможенной инфраструктуры. За 1993 2004 годы таможенными органами России построено 186 автомобильных пунктов пропуска, из которых 141 обустроены по постоянной и временной схемам. В 2004 г. сданы в эксплуатацию три АПП Куйбышево (украинский участок границы), Бугристое (казахстанский участок), Петухово (казахстанский участок), практически завершено строительство еще пяти АПП: Новошахтинск, Гуково, Троебортное (украинская граница), Ново-Филя (азербайджанская), Озинки (казахстанская). Два АПП находятся в стадии строительства: Чернышевское (страны Балтии) и Суоперя (финляндский участок). В 2005 г. планируется проектирование и начало строительства еще 32 АПП.

В пункте пропуска Троебортное проходят работы по установке первого в России инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), который позволит существенно повысить эффективность работы по борьбе с контрабандой, недопущению перемещения через границу РФ запрещенных товаров, наркотиков, оружия.

Обустройство государственной границы, создание современных, технически оснащенных пунктов пропуска наряду с сокращением количества государственных контролирующих органов, работающих на границе, с семи до двух (таможенной и пограничной служб), позволит уже в 2005 г. существенно ускорить прохождение границы для транспортных средств. Поставлена задача довести это время с 3 часов в настоящее время до 40-50 минут.

В новом Таможенном кодексе закреплены основы и принципы таможенного контроля с использованием системы управления рисками (СУР).

. Была разработана и принята Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации. Это принципиально новое направление работы таможенных органов, означающее переход к международным стандартам работы, принятым в странах ЕС и США. В 2004 г. таможенные органы перешли к работе по этой системе. От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свои ограниченные ресурсы на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Уже разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания профилей риска, формирования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности. Переход от тотального таможенного контроля к системе анализа и управления рисками уже сейчас позволил сократить число таможенных досмотров на этапе выпуска товаров в среднем с 95 до 60%. В планах ФТС России к 2008 году довести число товарных партий, подвергаемых таможенному досмотру при ввозе до уровня не более 10 %, при вывозе не более 8 %. Продолжительность таможенного оформления в пунктах пропуска через государственную границу не должна превышать 40 минут, при декларировании товаров одних суток. Развитие информационных технологий всегда являлось приоритетным направлением деятельности таможенной службы. Неотъемлемой частью Федеральной целевой программы Электронная Россия (2002-2004 годы) является внедрение электронной формы декларирования.

В 2004 г. началось осуществление Программы модернизации информационной системы таможенных органов, финансируемой с помощью займа Всемирного банка. В рамках программы в таможенные органы уже поступило 12 тысяч комплектов вычислительной техники, в том числе 215 серверов и более 3 тысяч единиц периферийного оборудования. Это позволит практически полностью заменить все устаревшее оборудование. Новый Таможенный кодекс создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров и транспортных средств. В настоящее время 8 таможенных постов в Московском регионе уже работают с электронной формой декларирования. Ими оформлено более 2000 электронных деклараций. Более 100 участников внешнеэкономической деятельности перешли на такую форму работы. Электронная форма декларирования внедряется не только для автомобильного, но и для железнодорожного транспорта в сентябре 2004 г. она введена в эксплуатацию на т.п. Железнодорожный Московской северной таможни. В 2005 году ФТС России взяла на себя обязательство внедрить электронное декларирование еще на 56 таможенных постах всех региональных таможенных управлений, в том числе на Внуковской и Шереметьевской таможнях.

В условиях либерализации внешней торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В наступившем 2005 году основные усилия таможенных органов будут направлены на решение следующих задач: изменение схемы организации таможенного контроля на границе и доведение времени пропуска транспортных средств через таможенную границу с 3 часов до 40 минут; усиление борьбы с недостоверным декларированием товаров; разработка концепции стандартов деятельности таможенной службы по предоставлению услуг гражданам и участникам внешнеэкономической деятельности; работа по отмене ограничений мест декларирования товаров; обустройство границ, особенно на казахстанском и украинском участках; внедрение новейших информационных технологий в деятельность таможенных органов, в том числе широкое применение электронного декларирования товаров, создание совместных баз данных с другими правоохранительными и контролирующими органами; правоохранительная деятельность с упором на оперативно-розыскную деятельность; развитие интеграционных процессов между таможенными службами других государств.

Пресс-служба ФТС РФ 25.01.2005