Письмо ЦТУ № 66-11/13296 от 2009-06-01 00:00:00

Об усилении контроля за правомерностью принимаемых решений по таможенной стоимости ввозимых товаров

Анализ исполнения таможнями региона поручений Управления в части контроля таможенной стоимости товаров выявил многочисленные нарушения со стороны должностных лиц таможен таможенного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, контроля за достоверностью заявленных в ГТД сведений о таможенной стоимости товаров. Аналогичные факты установлены и в ходе целевых инспекторских проверок Московской восточной и Подольской таможен, проведенных комиссиями ФТС России.
Проведенные мероприятия свидетельствуют, что зачастую таможенная стоимость принимается должностными лицами таможенных постов на уровне заявленной декларантом с применением первого метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), несмотря на отсутствие достоверной и документально подтвержденной информации, что является нарушением пункта 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Наибольшая доля нарушений связана с несоблюдением должностными лицами таможенных органов порядка и правил проведения контроля таможенной стоимости, установленных приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при приеме документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного, и при осуществлении отдельных действий по транспортному контролю"* (далее - Инструкция N 1206) и приказом ФТС России от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" (далее - Положение N 1399).
Так, в нарушение пунктов 8 и 9 Инструкции N 1206 должностными лицами таможенных постов принимаются решения по таможенной стоимости и выпуску товаров без должной оценки достаточности и достоверности представленных декларантом документов и содержащихся в них сведений на основании документов, содержащих неполную информацию о товарах, при этом дополнительные документы и сведения не запрашиваются.
Должностными лицами таможенных органов не осуществляются сравнение и анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией, что является несоблюдением положений пунктов 11-17 Инструкции N 1206.
Выявлены факты нарушений должностными лицами пункта 6 Положения N 1399 в части контроля правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости, определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, а также контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех составляющих ее компонентов.
В ряде случаев решения по таможенной стоимости, принимаемые уполномоченными должностными лицами таможенных органов по результатам проводимого контроля, в нарушение п. 7 Положения N 1399 не отражались в ДТС в поле "Для отметок таможни". Так, например, при осуществлении запросов дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, принятое решение по таможенной стоимости в виде записи "ТС уточняется" не отражалось на первом листе бланка ДТС-1 в графе "Для отметок таможенного органа".
При принятии решения о корректировке таможенной стоимости уполномоченными должностными лицами таможенных органов в нарушение требований пункта 14 Положения N 1399 не приводилось обоснование принятого решения о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерном определении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости.
Обращаю внимание, что в ходе проведения проверочных мероприятий установлены многочисленные факты представления декларантом при таможенном оформлении документов, имеющих явные признаки фальсификации. При этом уполномоченными должностными лицами при проведении контроля достоверности заявленных сведений не принимались во внимание требования ФТС России, изложенные в Методических рекомендациях по определению признаков подделки документов, направленных в таможенные органы письмом ФТС России от 21.01.2005 N 01-06/1276дсп.
Следует отметить, что значительный объем нарушений выявлен комиссиями ФТС России и при проведении проверки действий должностных лиц при реализации системы управления рисками.
Так, установлен формальный подход должностных лиц таможенных постов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, подпадающих под действие профилей риска, без учета принципов таможенной оценки, установленных нормативными правовыми актами. А также формальное отношение к процедуре контроля таможенной стоимости товаров, сводящееся к простому применению прямых мер по минимизации риска и принятию решений по таможенной стоимости без учета качественных характеристик товара и условий организации конкретной внешнеторговой сделки.
В случаях когда заявленная декларантом таможенная стоимость соответствует индикаторам профилей рисков или контрольным уровням, указанным в иной ценовой информации, доведенной до таможенных органов соответствующими письмами ФТС России, должностными лицами таможни проверка документального подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в ГТД, должным образом не осуществлялась.
Одним из факторов, обуславливающих низкий уровень таможенного оформления и таможенного контроля на таможенных постах, является недостаточный контроль со стороны отделов контроля таможенной стоимости таможен за процессом таможенного оформления.
Реализация отделами контроля таможенной стоимости (далее - ОКТС) системы управления риска также осуществлялась с нарушениями порядка, установленного приказом ФТС России от 11.01.2008 N 11 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене" (далее - Инструкция N 11).
Так, при применении мер по минимизации рисков 624 и 608 направление документов с таможенных постов осуществлялось без сопроводительных записок, факты направления и получения документов не регистрировались. ОКТС таможен не запрашивались с таможенных постов комплекты документов для проведения контроля после завершения таможенного оформления товаров, таможенная стоимость которых принята ниже уровней, установленных соответствующими профилями риска, заключения о правомерности (неправомерности) принятых решений подготавливались с нарушением установленных сроков либо не подготавливались вовсе. В результате недостатки и нарушения при определении и принятии таможенной стоимости не выявлялись и не устранялись.
Выявлены случаи, когда в заключениях ОКТС содержались взаимоисключающие решения. Так, например, одновременно с заключением о том, что "не обнаружено признаков, явно указывающих на то, что заявленные сведения при декларировании товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены", таможенным постам поручалось, "руководствуясь ст. 323, ст. 361 Таможенного кодекса РФ и п. 8 Положения, в целях осуществления последующего контроля после выпуска товаров", запросить у декларанта дополнительные документы "по одной из поставок".
При отработке меры 608 должностными лицами ОКТС таможен при принятии решений по результатам проведенного контроля не производились записи в соответствующих документах, не оформлялись ДСТ и КТС. Запись с заключением по результатам проведенного документального контроля производилась только на бланке направления. Решения по таможенной стоимости с отражением необходимых записей в соответствующих документах производились должностными лицами таможенных постов самостоятельно. Таким образом, нарушались положения п. 5 Положения N 1399, приложения N 6 к Инструкции N 11, подпункта "г" пункта 52, пунктов 39 и 41 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356.
Названные нарушения порядка и правил таможенного оформления и таможенного контроля, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, служат основанием для ухода от уплаты таможенных платежей путем занижения таможенной стоимости и приводят к значительным потерям федерального бюджета Российской Федерации. Выявленные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля за деятельностью подразделений и должностных лиц таможен, а также низкой требовательности к подчиненным должностным лицам со стороны руководства таможен и таможенных постов.
На основании изложенного необходимо:
1. Провести анализ указанных недостатков и нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.
2. Усилить контроль за неукоснительным исполнением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
3. Принять срочные меры по устранению и недопущению впредь аналогичных нарушений.
4. Обеспечить своевременное и качественное проведение проверок достоверности сведений после выпуска товаров в соответствии со ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации.
5. Ежемесячно проводить анализ типичных нарушений, допускаемых должностными лицами при принятии решений по таможенной стоимости.
6. По результатам проверочных мероприятий обеспечить рассмотрение вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения, к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.
7. На постоянной основе в целях повышения профессионального уровня должностных лиц проводить учебные занятия по вопросам определения и контроля таможенной стоимости.
Информацию о результатах проведенных мероприятий и принятых мерах по данному поручению представить в СФТД Управления в срок до 15.06.2009 по электронным каналам связи с одновременной досылкой.

Заместитель начальника Управления -
начальник службы
федеральных таможенных доходов,
майор таможенной службы А.Л.Демин