Письмо СЗТУ № 06-04-23/11640ф от 2004-06-15 00:00:00

Об операциях с временно вывезенными морскими (речными) судами

В целях обеспечения единого подхода к применению положений главы 22 Таможенного кодекса Российской Федерации при производстве таможенного оформления и осуществлении таможенного контроля морских (речных) судов, временно вывезенных с таможенной территории России в качестве транспортных средств, разъясняем следующее.
Как следует из пункта 2 ст. 276 ТК России, в случае, если временно вывезенное судно подвергалось за пределами таможенной территории России операциям по переработке, отличным от перечисленных в пункте 1 данной статьи операций, то при обратном ввозе судна на таможенную территорию России в отношении него применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов применительно к порядку, предусмотренному ст. 207 ТК России в отношении взимания таможенных пошлин и налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории.
Следовательно, одна из задач, стоящих перед таможенными органами в процессе таможенного контроля за временно вывезенными судами, заключается в выявлении случаев проведения за пределами таможенной территории России операций с судами, отличных от перечисленных в п. 1 ст. 276, и взимании в каждом таком случае таможенных пошлин и налогов в установленном порядке.
Порядок проведения технического обслуживания и ремонта технических изделий, в т.ч. морских и речных судов, регламентируется изготовителями в эксплуатационной документации (инструкциях по техническому обслуживанию и ремонту). В технической документации допускается использование только стандартизованных терминов, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту изделий, которые установлены ГОСТами.
В то же время операции, перечисленные в п. 1 ст. 276 ТК России, не поименованы в соответствии с ГОСТами, поэтому в случае установления таможенными органами фактов совершения операций с временно вывезенными судами представляется затруднительным сделать вывод о том, относятся ли такие операции к тем, что перечислены в названной статье ТК России.
В связи с изложенным представляется целесообразным определить, какие же поименованные в ГОСТах операции по техническому обслуживанию и ремонту подпадают под описание операций, содержащееся в п. 1 ст. 276 ТК России.
В названной статье ТК России перечислены операции следующих видов:
1) операции по ремонту, техническому обслуживанию и другие подобные операции, необходимые для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;
2) операции по ремонту, осуществляемые бесплатно в силу закона или договора;
3) операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления судна после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории России.
Под ремонтом судна в соответствии с ГОСТом 24166-80 "Ремонт судов.
Термины и определения" понимается комплекс мероприятий по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.
Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния судна. Техническое состояние судна - это совокупность изменяющихся свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени.
Ремонт судна связан с восстановлением плавучести, ходкости, управляемости, остойчивости, прочности и других свойств судна.
Прежде всего, необходимо остановиться на таких определенных ГОСТом 24166-80 видах ремонта судна, как текущий ремонт, средний ремонт и капитальный ремонт.
Под текущим ремонтом судна понимается ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.
Под средним ремонтом судна понимается ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.
Капитальный ремонт судна - ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным, с заменой и (или) восстановлением любых элементов судна, включая базовые.
Из данных видов ремонта к операциям первого вида, перечисленным в п. 1 ст. 276 ТК России, можно отнести текущий ремонт и средний ремонт.
Относительно капитального ремонта необходимо отметить следующее. В пункте 1 ст. 276 ТК России в качестве одного из признаков операций первого вида указано, что данные операции необходимы для поддержания судна в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза. Следовательно, если до помещения под таможенный режим временного вывоза судно уже находилось в эксплуатации и его технико-эксплуатационные характеристики отличались от построечных, то в случае проведения капитального ремонта судно приобретет характеристики, близкие к построечным, т.е. не совпадающие с теми, которые оно имело на день помещения под указанный таможенный режим. Исходя из указанного критерия, капитальный ремонт не может быть отнесен к операциям первого вида, указанным в п. 1 ст. 276 ТК России.
Исходя из ГОСТа 18322-78 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения", под техническим обслуживанием судна следует понимать комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности судна.
Содержание и периодичность операций, которые подлежат выполнению при проведении технического обслуживания судна, регламентируются заводом-изготовителем в эксплуатационной документации.
Так, например, инструкцией по техническому обслуживанию судового дизельного двигателя ДКРН-4 российского производства регламентированы ежедневное, ежемесячное, ежегодное техническое обслуживание, техническое обслуживание N 1, 2, 3, 4, 5, ТО-1, ТО-2 и т.д. Техническое обслуживание судового дизеля включает контроль технического состояния, очистку от загрязнений, регулирование зазоров в сопрягаемых деталях, их замену в целях предупреждения недопустимых износов и поломок, устранение возникающих повреждений и их последствий. Все эти операции являются обязательными.
Таким образом, в период нахождения временно вывезенного судна за пределами таможенной территории России в обязательном порядке должно проводиться техническое обслуживание того или иного вида.
Следовательно, любые регламентированные эксплуатационной документацией операции по техническому обслуживанию судна могут быть отнесены к операциям первого вида, указанным в п. 1 ст. 276 ТК России.
Описанию операций второго вида, содержащемуся в п. 1 ст. 276 ТК России, соответствует установленный ГОСТом 24166-80 термин "гарантийный ремонт", под которым понимается ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта (имеется в виду предшествующий ремонт судна) в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку судна или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации.
Таким образом, в случае проведения гарантийного ремонта в отношении временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную территорию России таможенные пошлины и налоги не взимаются.
Описанию операций третьего вида, содержащемуся в п. 1 ст. 276 ТК России, соответствуют установленные ГОСТом 24166-80 термины "аварийный ремонт судна" и "восстановительный ремонт судна".
Под аварийным ремонтом судна понимается неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем.
Восстановительный ремонт судна - неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных несчастным случаем.
Кроме того, исходя из ГОСТа 24166-80 и ГОСТа 18322-78, к операциям данного вида может быть отнесен неплановый ремонт судна (в т.ч. неплановый текущий, неплановый средний и неплановый капитальный ремонт, если они являются аварийными или восстановительными).
Таким образом, при проведении указанных операций в отношении временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную территорию России таможенные пошлины и налоги не взимаются.
ГОСТом 24166-80 определены также такие связанные с ремонтом операции, как модернизация судна и переоборудование судна.
Под модернизацией судна понимается совокупность операций по изменению конструкции судна или элементов судна с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик, включая характеристики условий труда и быта экипажа.
Под переоборудованием понимается совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью изменения его функционального назначения.
Как видно из определений данных терминов, цель проведения как модернизации, так и переоборудования судна отлична от целей операций, перечисленных в п. 1 ст. 276 ТК России. Следовательно, модернизация и переоборудование судна не могут быть отнесены ни к одному из видов операций, перечисленных в п. 1 ст. 276 ТК России.
Таким образом, в случае выполнения указанных операций в отношении временно вывезенного судна при его обратном ввозе на таможенную территорию России подлежат уплате таможенные платежи в соответствии с порядком, изложенным в п. 2 ст. 276 ТК России.
В завершение необходимо отметить, что, как следует из имеющихся в ГОСТ 24166-80 пояснений к терминам, проведение модернизации допускается при среднем ремонте судна. Поэтому в случае, если помимо прочих операций процессе среднего ремонта временно вывезенного судна проводилась модернизация, то при возврате судна на таможенную территорию России подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, определенные в установленном порядке исходя из стоимости модернизации судна.

Первый заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления,
генерал-лейтенант таможенной службы
П.В.Корчажкин