О списании задолженности по таможенным платежам и пеням
В связи с поступлением многочисленных запросов от таможен округа по
вопросу признания задолженности по таможенным платежам и пеням
безнадежной к взысканию и ее списания разъясняю следующее.
С вступлением в силу Таможенного кодекса 2003 года законодательная
основа списания безнадежных долгов по налогам и сборам, а именно ст. 59
Налогового кодекса РФ, не претерпела никаких изменений. Указанная статья
по-прежнему подлежит применению к отдельным видам поименованных в ст.
318 Таможенного кодекса РФ таможенных платежей, а именно к тем, которые
отнесены одновременно согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ к
федеральным налогам и сборам, поскольку именно списание налогов и
сборов, но не каких-либо иных платежей, взимаемых в федеральный бюджет
государственными органами, предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Согласно
Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" к
федеральным налогам и сборам в настоящее время отнесены только налог на
добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации. Таможенные сборы и таможенная пошлина,
соответственно, не подпадают под ту категорию обязательных платежей,
которая возможна к признанию безнадежной и списанию.
В целях разъяснения порядка и возможности списания задолженности по
таможенной пошлине и таможенным сборам, а также по иным видам
уплачиваемых таможенных платежей (платеж, уплачиваемый по единой ставке,
совокупный таможенный платеж) СЗТУ направлен соответствующий запрос в
ФТС России. По получении ответа из ФТС России его содержание будет
незамедлительно доведено до сведения.
Также довожу до сведения, что постановлением Правительства РФ от
25.11.2004 N 678 внесены изменения в постановление Правительства РФ от
12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и
списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и
сборам". Так, с вступлением в силу постановления Правительства РФ от
25.11.2004 N 678 принятие решения о признании безнадежной к взысканию и
списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской Федерации, отнесено к компетенции
таможенного органа, перед которым имеется задолженность, то есть
непосредственно к компетенции таможен. В настоящее время ФТС России и
СЗТУ начата работа по возвращению представленных ранее таможнями округа
пакетов документов для принятия комиссией ФТС России решений подобного
рода. Пакеты документов будут возвращены с оценочными замечаниями
касательно достаточности оснований для признания задолженности
безнадежной к взысканию и ее списания либо с замечаниями о необходимости
доработки пакетов документов.
Обращаю внимание на тот факт, что постановлением Правительства РФ от
25.11.2004 N 678 также установлено, что порядок и сроки принятия решения
о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности
определяются Министерством финансов РФ. Проект порядка принятия таможней
решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности
разработан ФТС России и в настоящее время находится на рассмотрении и
утверждении в Министерстве финансов РФ. Только после принятия
Министерством финансов РФ соответствующего нормативного акта,
утверждающего порядок и сроки последовательных действий таможни по
признанию задолженности безнадежной к взысканию, возможно принятие
решений о списании задолженности на уровне таможни. До утверждения
Министерством финансов РФ указанного порядка принятие решений о
признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании
неправомерно, поскольку отсутствует действующий регламент по списанию
задолженности и утвержденная форма решения таможни о списании
задолженности. Несмотря на то что приказ ГТК России от 01.11.2001 N 1035
"Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания
недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам,
подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную
границу Российской Федерации" не отменен в установленном порядке, его
применение более невозможно по причине полного несоответствия и
противоречия заложенного в нем порядка работы по списанию задолженности
новым нормативным требованиям. Более того, Порядок, утвержденный
приказом ГТК России от 01.11.2001 N 1035, разработан и принят органом,
который в соответствии с изменениями, внесенными постановлением
Правительства РФ от 25.11.2004 N 678, не вправе определять такой
порядок. Утвержденная приказом ГТК России от 01.11.2001 N 1035 форма
решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и
задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, подлежащим
уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, нацелена на принятие его только на уровне ГТК
России и не может быть применена по аналогии на уровне таможни по
причине неопределенности должностных лиц, уполномоченных на принятие
такого решения на уровне таможни.
И.о. начальника службы
федеральных таможенных доходов
Северо-Западного таможенного управления,
подполковник таможенной
службы
И.А.Чижова