Письмо СЗТУ № 07-07-15/2906ф от 2005-02-17 00:00:00

О списании задолженности по таможенным платежам и пеням

В связи с поступлением многочисленных запросов от таможен округа по вопросу признания задолженности по таможенным платежам и пеням безнадежной к взысканию и ее списания разъясняю следующее.
С вступлением в силу Таможенного кодекса 2003 года законодательная основа списания безнадежных долгов по налогам и сборам, а именно ст. 59 Налогового кодекса РФ, не претерпела никаких изменений. Указанная статья по-прежнему подлежит применению к отдельным видам поименованных в ст. 318 Таможенного кодекса РФ таможенных платежей, а именно к тем, которые отнесены одновременно согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ к федеральным налогам и сборам, поскольку именно списание налогов и сборов, но не каких-либо иных платежей, взимаемых в федеральный бюджет государственными органами, предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Согласно Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" к федеральным налогам и сборам в настоящее время отнесены только налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенные сборы и таможенная пошлина, соответственно, не подпадают под ту категорию обязательных платежей, которая возможна к признанию безнадежной и списанию.
В целях разъяснения порядка и возможности списания задолженности по таможенной пошлине и таможенным сборам, а также по иным видам уплачиваемых таможенных платежей (платеж, уплачиваемый по единой ставке, совокупный таможенный платеж) СЗТУ направлен соответствующий запрос в ФТС России. По получении ответа из ФТС России его содержание будет незамедлительно доведено до сведения.
Также довожу до сведения, что постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 678 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам". Так, с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 25.11.2004 N 678 принятие решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, отнесено к компетенции таможенного органа, перед которым имеется задолженность, то есть непосредственно к компетенции таможен. В настоящее время ФТС России и СЗТУ начата работа по возвращению представленных ранее таможнями округа пакетов документов для принятия комиссией ФТС России решений подобного рода. Пакеты документов будут возвращены с оценочными замечаниями касательно достаточности оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания либо с замечаниями о необходимости доработки пакетов документов.
Обращаю внимание на тот факт, что постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 678 также установлено, что порядок и сроки принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяются Министерством финансов РФ. Проект порядка принятия таможней решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности разработан ФТС России и в настоящее время находится на рассмотрении и утверждении в Министерстве финансов РФ. Только после принятия Министерством финансов РФ соответствующего нормативного акта, утверждающего порядок и сроки последовательных действий таможни по признанию задолженности безнадежной к взысканию, возможно принятие решений о списании задолженности на уровне таможни. До утверждения Министерством финансов РФ указанного порядка принятие решений о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании неправомерно, поскольку отсутствует действующий регламент по списанию задолженности и утвержденная форма решения таможни о списании задолженности. Несмотря на то что приказ ГТК России от 01.11.2001 N 1035 "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации" не отменен в установленном порядке, его применение более невозможно по причине полного несоответствия и противоречия заложенного в нем порядка работы по списанию задолженности новым нормативным требованиям. Более того, Порядок, утвержденный приказом ГТК России от 01.11.2001 N 1035, разработан и принят органом, который в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 678, не вправе определять такой порядок. Утвержденная приказом ГТК России от 01.11.2001 N 1035 форма решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, нацелена на принятие его только на уровне ГТК России и не может быть применена по аналогии на уровне таможни по причине неопределенности должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения на уровне таможни.

И.о. начальника службы
федеральных таможенных доходов
Северо-Западного таможенного управления,
подполковник таможенной
службы
И.А.Чижова