Письмо СЗТУ № 07-07-15/9321ф от 2005-05-18 00:00:00

О порядке списания задолженности по таможенным пошлинам и сборам"

Настоящим довожу до сведения, что Северо-Западным таможенным управлением в ФТС России был направлен запрос относительно порядка списания задолженности по таможенным пошлинам и сборам в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (исх. от 21.02.2005 N 07-07-14/3109). Северо-Западным таможенным управлением 21.04.2005 получен ответ ФТС России на вышеуказанный запрос (исх. от 18.04.2005 N 05-11/11976).
Со вступлением в силу Таможенного кодекса РФ 2003 года законодательная основа списания безнадежных долгов по налогам и сборам, а именно: ст. 59 Налогового кодекса РФ, не претерпела никаких изменений. Указанная статья по-прежнему подлежит применению к отдельным видам поименованных в ст. 318 Таможенного кодекса РФ таможенных платежей, а именно: к тем, которые отнесены одновременно согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ к федеральным налогам и сборам, поскольку именно списание налогов и сборов, но не каких-либо иных платежей, взимаемых в федеральный бюджет государственными органами, предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В то же время согласно Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" к федеральным налогам и сборам в настоящее время отнесены только налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Установление федеральных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, запрещено (п. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ). Соответственно, взимаемые таможенными органами таможенные сборы и таможенная пошлина не подпадают под ту категорию обязательных платежей, которая возможна к признанию безнадежной и списанию. Согласно тому же Федеральному закону от 29.07.2004 N 95-ФЗ добавленным п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ зафиксирована возможность установления Налоговым кодексом РФ специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Тем не менее Налоговым кодексом РФ на сегодняшний день не установлено никаких специальных налоговых режимов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Более того, в силу п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) таможенные пошлины и таможенные сборы являются неналоговыми доходами федерального бюджета.
В связи с вышеизложенным ФТС России указал, что правовых оснований для применения постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" в отношении списания задолженности по таможенной пошлине и таможенным сборам, обязанность по уплате которых возникла у участников ВЭД после вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (с 01.01.2005), не имеется.

И.о. заместителя начальника
Северо-Западного таможенного управления
по экономической деятельности,
подполковник таможенной службы
Д.А.Писаркевич