Решение Совет ЕЭК № 99 от 2012-11-23 00:00:00

О Порядке рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции

Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить Порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, и введения в действие соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:


    От Республики               От Республики             От Российской
      Беларусь                    Казахстан                 Федерации
      С.РУМАС                    К.КЕЛИМБЕТОВ               И.ШУВАЛОВ




Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 99

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ КОНКУРЕНЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан на основании части 4 статьи 15 и пункта 7 части 1 статьи 29 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 г. (далее - Соглашение) и применяется Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) при осуществлении процедуры рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции, установленных в разделе III Соглашения (далее - правила конкуренции).
2. Дело о нарушении правил конкуренции (далее - дело) возбуждается и рассматривается при наличии признаков нарушения правил конкуренции на основании определения о возбуждении и рассмотрении дела, принимаемого по итогам проведения расследования о нарушении правил конкуренции в соответствии с Порядком проведения расследования нарушений правил конкуренции.
3. В настоящем Порядке используются понятия, определенные в статье 2 Соглашения.

II. Комиссия по рассмотрению дела о нарушении правил конкуренции

4. Дело рассматривается комиссией по рассмотрению дела о нарушении правил конкуренции (далее - комиссия по рассмотрению дела), состоящей из председателя и членов комиссии по рассмотрению дела.
5. Председателем комиссии по рассмотрению дела является член Коллегии Комиссии, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования (далее - член Коллегии), или по его поручению директор департамента Комиссии, работу которого он курирует.
6. Членами комиссии по рассмотрению дела являются сотрудники Комиссии. Количество членов комиссии по рассмотрению дела должно быть не менее 3 человек. Сотрудники Комиссии, проводящие расследование нарушений правил конкуренции, не могут включаться в состав комиссии по рассмотрению дела.
7. Комиссия по рассмотрению дела правомочна рассматривать дело, если на заседании присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии по рассмотрению дела.
8. В случае отсутствия кворума для рассмотрения дела и (или) председателя комиссии по рассмотрению дела присутствующие на заседании члены комиссии по рассмотрению дела принимают решение об отложении рассмотрения дела и о назначении новой даты его рассмотрения, которое оформляется определением.
9. Комиссия по рассмотрению дела вправе проводить стенографическую запись, аудио- или видеозапись своего заседания.
10. На заседании комиссии по рассмотрению дела одним из ее членов ведется протокол. Стенографическая запись, аудио- или видеозапись, содержащаяся на материальном носителе, прилагается к материалам дела.

III. Лица, участвующие в рассмотрении дела

11. Лицами, участвующими в рассмотрении дела, являются:
1) заявитель - лицо, подавшее заявление;
2) ответчик - хозяйствующий субъект (субъект рынка), в отношении которого возбуждено и рассматривается дело;
3) заинтересованные лица - лица, права и законные интересы которых затрагиваются в связи с возбуждением и рассмотрением дела;
4) органы государственной власти государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, в компетенцию которых входит реализация конкурентной (антимонопольной) политики (далее - уполномоченные органы), независимо от основания возбуждения дела.
12. При рассмотрении дела лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых оформляются в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - Стороны).
13. С момента возбуждения дела лица, участвующие в рассмотрении дела, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме, приводить доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в рассмотрении дела, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в рассмотрении дела.
14. При использовании в ходе рассмотрения дела конфиденциальной информации председатель комиссии по рассмотрению дела принимает решение о запрете осуществления лицами, участвующими в рассмотрении дела, аудиозаписи, фото- и видеосъемки, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
15. Аудиозапись, фото- и видеосъемка рассмотрения дела, трансляция по радио и телевидению допускаются с разрешения председателя комиссии по рассмотрению дела.
В случае осуществления при рассмотрении дела аудиозаписи, фото- и видеосъемки, трансляции по радио и телевидению в протоколе делается соответствующая отметка.

IV. Рассмотрение дела

16. Рассмотрение дела осуществляется на заседании комиссии по рассмотрению дела. Срок рассмотрения дела не может превышать 60 рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении и рассмотрении дела. При необходимости получения дополнительной информации для принятия решения срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней.
17. Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещаются о времени и месте его рассмотрения определением о возбуждении и рассмотрении дела, вынесенным в соответствии с Порядком проведения расследования нарушений правил конкуренции. В случае неявки на заседание комиссии по рассмотрению дела лиц, участвующих в рассмотрении дела, извещенных любым доступным способом, позволяющим установить факт получения ими копии определения, комиссия по рассмотрению дела вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
18. При рассмотрении дела комиссия по рассмотрению дела вправе привлекать экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, о чем выносится соответствующее определение, копия которого направляется им в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения.
19. Председатель комиссии по рассмотрению дела:
1) открывает заседание комиссии по рассмотрению дела;
2) объявляет состав комиссии по рассмотрению дела;
3) поручает одному из членов комиссии по рассмотрению дела ведение протокола;
4) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению;
5) проверяет явку на заседание комиссии по рассмотрению дела лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяет их полномочия, устанавливает факт получения копии определения лицами, не явившимися на заседание комиссии по рассмотрению дела, и наличие сведений о причинах их неявки;
6) разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
7) выясняет вопрос о возможности рассмотрения дела;
8) определяет последовательность совершения действий при рассмотрении дела;
9) ведет заседания комиссии по рассмотрению дела, обеспечивает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела;
10) принимает меры по обеспечению надлежащего порядка на заседании комиссии по рассмотрению дела.
20. На заседании комиссии по рассмотрению дела:
1) заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела;
2) заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые отражаются в протоколе заседания;
3) исследуются доказательства;
4) заслушиваются мнения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, относительно доказательств, представленных другими лицами, участвующими в деле;
5) заслушиваются и обсуждаются мнения экспертов, привлеченных для дачи заключений;
6) заслушиваются лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела;
7) по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении дела, или по инициативе комиссии по рассмотрению дела обсуждаются вопросы об основаниях и о необходимости объявления перерыва в заседании комиссии по рассмотрению дела, об отложении, о приостановлении рассмотрения дела.
21. Комиссия по рассмотрению дела вправе запрашивать при рассмотрении дела у лиц, участвующих в рассмотрении дела, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела.
22. Непредставление в Комиссию запрашиваемых сведений (информации), предусмотренных Соглашением, а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации), является основанием для применения штрафных санкций, предусмотренных пунктом 5 статьи 14 Соглашения. Применение указанных штрафных санкций осуществляется в порядке, установленном Методикой расчета и порядка наложения штрафов, предусмотренных Соглашением.
23. После исследования доказательств по делу, изложения мнений лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями об исследуемых комиссией по рассмотрению дела обстоятельствах, председатель комиссии по рассмотрению дела объявляет об окончании рассмотрения дела.

V. Перерыв в заседании комиссии по рассмотрению дела

24. Комиссия по рассмотрению дела по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании комиссии по рассмотрению дела на срок, не превышающий 3 рабочих дня.
25. При объявлении перерыва в заседании в протоколе рассмотрения дела делается соответствующая запись с указанием даты и времени объявления перерыва в заседании, номера дела, лиц, участвующих в рассмотрении дела, даты и времени возобновления рассмотрения дела. Данные сведения в форме выписки из протокола незамедлительно доводятся до сведения лиц, участвующих в рассмотрении дела, под роспись.
26. Рассмотрение дела комиссией по рассмотрению дела после перерыва в заседании продолжается с того момента, на котором оно было прервано. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до перерыва в заседании комиссии по рассмотрению дела, не производится.

VI. Отложение и приостановление рассмотрения дела

27. Комиссия по рассмотрению дела вправе отложить рассмотрение дела:
1) по ходатайству лица, участвующего в рассмотрении дела, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;
2) в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;
3) для привлечения к участию в заседании комиссии по рассмотрению дела экспертов, переводчиков, а также лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела.
28. Комиссия по рассмотрению дела обязана отложить рассмотрение дела в случае привлечения в качестве ответчика по делу лица, ранее не участвовавшего в данном деле или участвовавшего в ином статусе, а также обнаружения в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения правил конкуренции, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело.
29. При отложении рассмотрения дела течение срока его рассмотрения не прерывается. Рассмотрение дела на новом заседании комиссии по рассмотрению дела возобновляется с того момента, с которого оно было отложено.
30. Комиссия по рассмотрению дела вправе приостановить рассмотрение дела в случаях и на срок:
1) рассмотрения уполномоченными органами, Судом Евразийского экономического сообщества, судом Стороны, правоохранительными органами Стороны другого дела, имеющего значение для рассмотрения данного дела;
2) проведения экспертизы.
31. При приостановлении рассмотрения дела течение срока рассмотрения дела прерывается и продолжается с момента возобновления рассмотрения дела.
32. Об отложении, приостановлении, возобновлении рассмотрения дела, а также назначении экспертизы комиссия по рассмотрению дела выносит определение, копия которого в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в рассмотрении дела. Копия определения о назначении экспертизы направляется также эксперту в течение 3 рабочих дней со дня вынесения такого определения.

VII. Объединение дел в одно производство и выделение дела (дел) в отдельное производство

33. Комиссия по рассмотрению дела по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении дела, или по собственной инициативе вправе объединить в одно производство два и более дел, а также выделить в отдельное производство одно или несколько дел.
34. Определение об объединении дел в одно производство выносится в случае, если:
1) в производстве Комиссии имеются несколько однородных дел;
2) это будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.
35. Определение об объединении дел выносится комиссией по рассмотрению дела, по которому раньше других было вынесено определение о возбуждении и рассмотрении дела.
36. Определение о выделении дела (дел) в отдельное производство выносится в случае:
1) если в ходе рассмотрения дела выявлены новые признаки нарушения правил конкуренции, достаточные для выделения дела (дел) в отдельное производство;
2) если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению выделенного в отдельное производство дела (дел).
37. При объединении дел в одно производство или выделении дела (дел) в отдельное производство комиссия по рассмотрению дела выносит соответствующее определение. Копии определения в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения направляются лицам, участвующим в рассмотрении дела.
38. После объединения дел в одно производство или выделения дела (дел) в отдельное производство рассмотрение дела (дел) производится с самого начала.
Срок рассмотрения объединенного в одно производство дела или дела (дел), выделенного в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения определения о возбуждении и рассмотрении дела, возбужденного ранее остальных дел, подлежащих объединению в одно производство или выделению в отдельное производство.
39. Состав комиссии по рассмотрению объединенных в одно производство или выделенных в отдельное производство дел определяется при вынесении определения, указанного в пункте 37 настоящего Порядка.

VIII. Акты, принимаемые комиссией по рассмотрению дела

40. Комиссия по рассмотрению дела выносит определения.
41. В определении указываются:
1) дата и место вынесения определения;
2) состав комиссии по рассмотрению дела;
3) номер дела;
4) наименования лиц, участвующих в рассмотрении дела;
5) вопрос, по которому выносится определение (о назначении дела к рассмотрению, об отложении дела, о приостановлении и по иным вопросам);
6) мотивы принятия определения (необходимость полного и всестороннего рассмотрения дела, получения дополнительных доказательств и иные мотивы).
42. Определение оформляется в виде отдельного акта, который подписывается председателем и членами комиссии по рассмотрению дела. Определение об объединении дел в одно производство или о выделении дела (дел) в отдельное производство подписывается председателем комиссии по рассмотрению дела.
43. Копии определения комиссии по рассмотрению дел направляются лицам, участвующим в рассмотрении дела, любым доступным для них способом, позволяющим установить факт получения копии такого определения.
44. По окончании рассмотрения дела комиссия по рассмотрению дела подготавливает проект решения Коллегии Комиссии по делу. Коллегия Комиссии принимает решение по делу.
Проект решения Коллегии Комиссии о принятии решения по делу вносится членом Коллегии на заседание Коллегии Комиссии и принимается в порядке, предусмотренном Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 18 ноября 2011 г. N 1.
Коллегия Комиссии не принимает решения по делу в случае установления вопросов, требующих дополнительной проработки, о чем делается соответствующая отметка в протоколе заседания Коллегии Комиссии.
Дополнительная проработка вопросов, установленных Коллегией Комиссии, осуществляется комиссией по рассмотрению дела, подготовившей проект решения Коллегии Комиссии по делу.
Для дополнительной проработки установленных Коллегией Комиссии вопросов комиссия по рассмотрению дела возобновляет рассмотрение дела. О возобновлении рассмотрения дела выносится соответствующее определение. Рассмотрение возобновленного дела осуществляется по правилам, установленным настоящим Порядком. Возобновленное дело рассматривается в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня подписания определения о возобновлении рассмотрения дела.
45. Решение по делу состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Вводная часть решения по делу содержит дату и место принятия решения по делу, состав комиссии по рассмотрению дела, наименования лиц, участвовавших в рассмотрении дела (с указанием места нахождения для юридического лица, места регистрации для физического лица).
Описательная часть решения по делу содержит указание на сообщение заявителя о возможном нарушении правил конкуренции, доводы ответчика и пояснения других лиц, участвовавших в рассмотрении дела.
В мотивировочной части решения по делу указываются обстоятельства дела, установленные при проведении расследования, доказательства, на которых основаны выводы комиссии по рассмотрению дела, нормативные правовые акты, которыми руководствовалась комиссия по рассмотрению дела. Факт признания ответчиком совершения нарушения правил конкуренции отражается в мотивировочной части решения.
В резолютивной части решения по делу содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела, выводы о наличии или об отсутствии нарушения правил конкуренции в действиях (бездействии) ответчика по делу, размер штрафа, предусмотренного Соглашением за нарушение правил конкуренции, рассчитанный в соответствии с Методикой расчета и порядка наложения штрафов, предусмотренных Соглашением, меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения правил конкуренции, обеспечению конкуренции с указанием сроков их реализации.
46. Коллегия Комиссии принимает решение о прекращении рассмотрения дела в случае:
1) отсутствия в действиях (бездействии) ответчика (ответчиков) нарушения правил конкуренции;
2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;
3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу.
47. В случае освобождения лица от ответственности на основании части 8 статьи 14 Соглашения данный факт отражается в резолютивной части решения по делу.
48. Копии решения по делу, принятого Коллегией Комиссии, направляются лицам, участвующим в рассмотрении дела. Указанные копии решения по делу направляются лицам, участвующим в рассмотрении дела, любым доступным для них способом, позволяющим установить факт получения ими таких копий.
Комиссия осуществляет контроль исполнения принятых решений по делу.

IX. Порядок обжалования решений Коллегии Комиссии

49. Решения Коллегии Комиссии оспариваются в установленном порядке.