Письмо ФТС РФ № 01-11/55111 от 2008-12-25 00:00:00

О направлении временных методических рекомендаций

Направляем для использования в работе временные методические рекомендации о действиях уполномоченных должностных лиц таможенных органов в ходе осуществления таможенного контроля в форме таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств.
По результатам применения временных методических рекомендаций направлять в Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России замечания и предложения по их совершенствованию.

Статс-секретарь - заместитель руководителя,
генерал-майор таможенной службы
С.О.Шохин

Приложение

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА (ОСМОТРА) ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

I. Общие положения

1. Временные методические рекомендации о действиях уполномоченных должностных лиц таможенных органов в ходе осуществления таможенного контроля в форме таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств (далее - рекомендации) разработаны с целью выявления нарушений таможенного законодательства Российской Федерации и для проверки наличия информации относительно:
товаров, запрещенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации;
товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации;
товаров, запрещенных к вывозу с таможенной территории Российской Федерации;
товаров, ограниченных к вывозу с таможенной территории Российской Федерации.
2. Уполномоченные должностные лица таможенного органа назначают досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьями 371 и 372 Таможенного кодекса Российской Федерации.
3. Уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра.
По иным основаниям проведение таможенного досмотра до подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, не допускается.

II. Особенности действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра (осмотра) автомобильного транспорта и контейнеров

4. Уполномоченное должностное лицо осуществляет таможенный осмотр транспортных средств, а также товаров, перевозимых на открытых транспортных средствах, в ходе которого проверяет:
1) исправность установленных на транспортные средства, контейнеры запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) и сохранность таможенных пломб либо иных средств идентификации иностранных таможенных органов (если имеется) в соответствии со сведениями о них, указанными в накладной;
2) целостность состояния грузового отделения транспортного средства, контейнера;
3) сохранность товаров, перевозимых на открытых транспортных средствах (целостность их упаковки (тары), соответствие количества грузовых мест данным, указанным в накладной).

5. При проведении таможенного осмотра транспортных средств следует обращать внимание:

на предметы в пустых пространствах и отсеках;
на свежую краску, клей или заделку швов;
на фальшивые стены, потолки или полы;
на новые покрытия или обшивки;
на изменения, следы ремонта, блестящие или новые детали;
на масляные отпечатки пальцев;
на дополнительные провода и переключатели;
на следы сварки;
на царапины или следы вскрытия;

на звук при простукивании, соответствующий сплошному материалу.
6. При осуществлении таможенного осмотра автомобильного транспорта обследуются:

1) наружная передняя часть кабины и ее боковые стороны;
2) отсек двигателя;
3) шасси, топливный и воздушный баки;
4) опорно-сцепное устройство и выхлопная труба;
5) шины;
6) места хранения;
7) стенки;
8) двери;
9) внутренности прицепа, цистерны, бензовоза, контейнера.

При осмотре:
наружной передней части кабины следует обращать внимание на измененный гриль, фальшивые отсеки, сплошной бампер, необычно толстые крылья;
наружных боковых сторон кабины - на необычно тяжелые двери, переделки дверей, забитые помещения для хранения, необычные предметы в помещениях для хранения;
отсека двигателя - на необычно тяжелый капот, новый или измененный аккумуляторный ящик, новые или добавочные провода, холодные пятна на радиаторе или масляном фильтре, необычные жидкости в резервуаре стеклоомывателя, заблокированный воздушный фильтр, чистые детали и устройства;
шин - на новые и чистые шины, вздутия или неравномерное качение, глухой звук при простукивании;
шасси, топливного и воздушного баков - на сварные швы под хомутами, отсутствующие соединения, необычную температуру, следы вмешательства на ленточных хомутах крепления баков;
опорно-сцепного устройства и выхлопной трубы - на фальшивые отсеки в месте крепления прицепного устройства, заполненное или закрытое место крепления прицепного устройства, холодную или сломанную выхлопную трубу;
ходовой части трейлера - на измененный настил, меньшие внутренние шины, измененный или новый бак, отсутствие воздуха в воздушном баке, металлические пластины, приваренные к ходовой части (особое внимание следует обращать на заржавевшие или отсутствующие опорные устройства, кустарно установленные эмблемы компании, непостоянную температуру по длине бака);

7. В ходе досмотра (осмотра) большегрузных автотранспортных транспортных средств особое внимание уделять следующим элементам конструкции, наиболее часто используемым как тайники для сокрытия контрабанды наркотиков:

1) двойное днище прицепа, полуприцепа или кузова;
2) дополнительные и основные топливные баки;
3) запасные шины;
4) нестандартные или не предусмотренные конструкцией расширительные емкости пневмо- и гидросистемы;
5) передняя стенка полуприцепа, прицепа или кузова;
6) каналы вентиляционной системы;
7) внутренние полости дверей (под панелями отделки кабины);
8) внутренние объемы коробов агрегатов охлаждения (в прицепах- рефрижераторах);
9) естественные полости в силовом наборе (продольные и поперечные балки) рамы тягача, прицепа, полуприцепа или кузова;
10) отключенные мосты тягача (в трехосных тягачах);
11) отключенные мосты прицепа, полуприцепа;
12) воздушный фильтр;
13) багажные отсеки кабины водителя;
14) задняя и боковые стенки водительской кабины, под спальным местом водителя.

8. При осмотре контейнеров следует обследовать их части:

1) нижнюю раму;
2) наружные стенки;
3) балки;
4) двери и дверную раму;
5) внутренние стенки, потолок и пол;
6) наружную крышу;
7) ось поворота ручки контейнера, заклепку или болт шарнира дверной задвижки.

При осмотре следует обращать внимание на новые сварные швы, болты или следы ремонта, свежую краску или заделку швов, незаводские детали, необычный запах, несоответствие в ширине или высоте несущих балок, металлическую или деревянную обшивку между балок, отсутствующие или измененные номера, необычные номера, непрофессиональный логотип, крепежные изделия незаводского изготовления или со следами взлома, глухой звук при простукивании балок, необычно тяжелые двери, несоответствие внутренних и внешних размеров контейнера, впадины только с одной стороны стенки, забитые или отсутствующие вентиляционные отверстия, обшивка поверх ребер, излишняя обшивка, отсутствующие или фальшивые угловые коробки, новые заклепки, следы ног на крыше, вздутия на потолке, приподнятую или измененную обшивку пола, а также заходящую на боковую обшивку.
При осмотре холодильных установок следует обращать внимание на переделку крыши, конденсат на стенках, изменения температуры, предметы в холодильной установке.
9. При осмотре пломб и замков контейнеров в целях идентификации их подлинности, обнаружения нарушенных и поддельных пломб обследуются:

1) расположение серийного номера (симметричное и прямое);
2) детали и размеры пломбы;
3) поверхность и углы;
4) нумерация (клеймение);
5) цвет пломбы.

При этом следует обращать внимание на расположение номера не в центре пломбы, различия в размере полей номера, следы напильника, царапины на внутренней поверхности запорного корпуса, тонкие царапины вокруг валика штыря выше запорного корпуса пломбы, коррозию или обесцвечивание вокруг отштампованного номера, отличную от остальной поверхности пломбы, деформирование углов пломб, следы предыдущего клеймения, смещение уровня и неравномерность шага цифр, изменение типа и размера шрифта, изменение цвета пломбы.

III. Особенности действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра (осмотра) судов морского, речного транспорта

10. При осуществлении таможенного осмотра судов морского, речного транспорта обследуются следующие их части:

1) форпик;
2) грузовой трюм;
3) ходовая рубка, кают-компания, кубрик;
4) машинное отделение;
5) кормовая часть;
6) верхние палубы;
7) наружная обшивка и корпус судна.

При осмотре:
форпика проверяются цепной ящик, водяной, балластный и топливный баки, шкафы и малярные кладовые, доступ к вспомогательным винтам;
грузовых трюмов - предметы в грузовом трюме, балластные, топливные и водяные баки, груз, оборудование;
ходовой рубки - навигационное оборудование, второй вахтенный журнал, судовые свидетельства и схемы судна, кладовая под ходовой рубкой;
кают-компании и кубриков - камбуз и столовая, судовые запасы и кладовые, ванные и души, кубрики;
машинного отделения - двигатели, трюмы, вытяжные отверстия, баки и пустоты, коридор гребного вала;
кормовой части - рулевая система, водяной и топливный баки, рулевое отделение, кладовая, малярная и участок обслуживания;
верхних палуб - спасательные плоты, палубное оборудование, выпускные трубы, места размещения грузов, привальные брусья, швартовые стойки;
наружной обшивки и корпуса судна - отсеки, приваренные к корпусу, и контейнеры, прикрепленные к корпусу или вспомогательному винту.

IV. Особенности действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра (осмотра) железнодорожного транспорта

11. При досмотре крытых вагонов, цистерн, бункеров, полувагонов, платформ, автомобилевозов обследуются следующие их части:

1) вагоны, цистерны, бункеры, заявляемые как пустые;
2) опорные балки;
3) инструментальные ящики;
4) пломбы;
5) места возле колес;
6) люки.

V. Особенности действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного досмотра (осмотра) судов воздушного транспорта

12. При внешнем осмотре судов воздушного транспорта обследуются следующие его части:
1) авионика (отсеки электрооборудования);
2) передний грузовой отсек (правая входная съемная панель, задняя съемная панель);
3) отсеки кондиционирования воздуха (съемная панель системы кондиционирования воздуха, отсек теплообменника и турбины охлаждения);
4) ниши шасси (передний и боковой отсеки, отсеки перед нишами шасси крыльев);
5) задний грузовой отсек (стеновые и потолочные панели, зона бака сточной воды);
6) левые боковые отсеки (дверь заднего отсека фюзеляжа, съемная панель гидравлической установки, опора шасси и теплообменник).

При внутреннем осмотре воздушного судна обследуются приборная доска (верхние панели, угловая панель, держатель документов, панель автоматических выключателей позади сиденья второго пилота), бортовые кухни (отсеки под и над раковинами, контейнеры для отходов, съемные и потолочные панели, тележки для пищи и места хранения), пассажирский салон (верхние отсеки, потолочные панели, отсеки для кислорода, места под креслами, карманы для журналов, вентиляционные каналы), туалеты (потолочные панели, унитаз, контейнер для мусора, автомат выдачи стаканов, держатель туалетной бумаги) (особое внимание следует обращать на лишние переключатели управления или новую проводку, жесткие или бугорчатые сиденья, подозрительные пакеты).

VI. Заключительные положения

13. При осмотре пломб и замков контейнеров в целях идентификации их подлинности, обнаружения нарушенных и поддельных пломб обследуются:
1) расположение серийного номера (симметричное и прямое);
2) детали и размеры пломбы;
3) поверхность и углы;
4) нумерация (клеймение);
5) цвет пломбы.

При этом следует обращать внимание на расположение номера не в центре пломбы, различия в размере полей номера, следы напильника, царапины на внутренней поверхности запорного корпуса, тонкие царапины вокруг валика штыря выше запорного корпуса пломбы, коррозию или обесцвечивание вокруг отштампованного номера, отличную от остальной поверхности пломбы, деформирование углов пломб, следы предыдущего клеймения, смещение уровня и неравномерность шага цифр, изменение типа и размера шрифта, изменение цвета пломбы.

Начальник Главного управления
организации таможенного оформления
и таможенного контроля
Д.В.Некрасов

Первый заместитель начальника
Главного управления
по борьбе с контрабандой
А.А.Уфрутов