Постановление ФАС СЗО № А42-4849/2007 от 2008-04-17 00:00:00

О кассационной жалобе Мурманской таможни

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 апреля 2008 г. по делу N А42-4849/2007 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Подвального И.О., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" Селунева Р.А. (доверенность от 10.07.2007 N 986), рассмотрев 14.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2007 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Зотеева Л.В.) по делу N А42-4849/2007,

установил:

открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Мурманской таможни, оформленного уведомлением от 17.05.2007, об отказе в применении упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в отношении товаров, вывозимых обществом в июне 2007 года. Решением суда от 29.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, упрощенный порядок декларирования в данном случае не мог быть применен, поскольку на момент подачи обществом временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, устанавливающий новые (в повышенном размере) таможенные пошлины на период, в течение которого предполагался вывоз российских товаров, что привело бы к освобождению заявителя от полной уплаты таможенных платежей, то есть к нарушению положений статьи 137 ТК РФ.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Таможня о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Из материалов дела видно, что 17.05.2007 ЗАО "Электроспецсервис" (таможенный брокер) от имени общества подало в таможню временную таможенную декларацию (бланк N 10096513) для оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (бензин газовый стабильный) в июне 2007 года. К декларации приложены необходимые документы согласно описи.
Таможня отказала обществу в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, и направила в адрес ЗАО "Электроспецсервис" соответствующее уведомление от 17.05.2007. В обоснование своего решения таможенный орган указал на то, что с 01.06.2007 действующая ставка вывозной таможенной пошлины на экспортируемый товар будет увеличена, что в силу пункта 2 статьи 137 ТК РФ исключает применение в отношении данного товара упрощенного порядка декларирования, и предложил заявителю произвести декларирование товара с представлением таможенной декларации на сформированную товарную партию.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения с учетом следующего. Главой 14 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок декларирования товаров и транспортных средств, а именно: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для осуществления таможенного оформления и т.д.
Согласно статье 137 ТК РФ по желанию декларанта возможно применение упрощенного порядка декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации. При этом упрощенный порядок декларирования применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).
Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) установлен статьей 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода (пункты 1 - 3 статьи 138 ТК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 138 ТК РФ ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган (пункт 6 статьи 138 ТК РФ).
Содержание приведенных нормативных положений свидетельствует о наличии предусмотренных законом специальных правил, которые применяются ввиду особых качественных (потребительских) свойств отдельных российских товаров и, как следствие, в особых условиях совершения и таможенного оформления отдельных экспортных операций. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении (вывозе) товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Как указано в абзаце 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" при применении норм права, закрепленных в пунктах 1 и 2 статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ, судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может. В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2007 N 294 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" с 01.06.2007 установлены более высокие ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Этот нормативный правовой акт официально опубликован 18.05.2007 в "Российской газете", N 104 и 21.05.2007 в "Собрании законодательства Российской Федерации", N 21, ст. 2515.
Таким образом, при вынесении оспариваемого решения 17.05.2007 таможня применила нормативный правовой акт, официально не опубликованный для всеобщего сведения, и, отказав в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, нарушила права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суды полно и всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали им надлежащую правовую оценку, и основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 по делу N А42-4849/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ
Судьи
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
Д.В.ХОХЛОВ