Приказ Московской западной таможни от 30 июня 2003 г. N 347 "Об утверждении технологической схемы взаимодействия отдела административных расследований с функциональными отделами и таможенными постами МЗТ при выявлении административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), возбуждении дел об административных правонарушениях, их регистрации, административного расследования дел об административных правонарушениях и их рассмотрении"

В целях определения схемы действий, которые осуществляют должностные лица Московской западной таможни при получении сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении административного законодательства в области таможенного дела, непосредственном обнаружении таможенных правил, заведении дел об АПН, их регистрации и учете, ведении производства по делам об АПН и их рассмотрении ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Технологическую схему взаимодействия отдела административных расследований с функциональными отделами и таможенными постами МЗТ при выявлении административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), возбуждении дел об административных правонарушениях, их регистрации, административного расследования дел об административных правонарушениях и их рассмотрении (приложение).
2. Начальнику отдела административных расследований Московской западной таможни Мкртчяну А.С. провести занятие с личным составом ОАР по изучению Технологической схемы и довести под роспись до всего личного состава ОАР.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника
Московской западной таможни,
полковник таможенной службы
А.В.Татарчук

Приложение
к приказу МЗТ ЦТУ
от 30 июня 2003 г. N 347

Технологическая схема взаимодействия отдела административных расследований с функциональными отделами и таможенными постами Московской западной таможни при выявлении административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), возбуждении дел об административных правонарушениях, их регистрации, административного расследования дел об административных правонарушениях и их рассмотрении

I. Общие положения
1.1. Настоящая Технологическая схема разработана на основе Конституции Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), приказа ГТК России от 01.04.2002 N 295 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и проводить административное расследование", приказа ГТК России от 27.04.2002 N 423 "Об утверждении форм процессуальных документов", приказа ГТК России от 27.04.2002 N 425 "Об утверждении Временной инструкции о порядке продления сроков проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях и их рассмотрения в таможенных органах Российской Федерации", приказа ГТК России от 27.04.2002 N 427 "Об утверждении Временной инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях", приказа ГТК России от 08.05.2002 N 464 "Об утверждении Временного положения о порядке учета, регистрации и хранения дел об административных правонарушениях в таможенных органах Российской Федерации", письма ГТК России от 17.05.2002 N 01-06/19136 "О применении статей 28.5, 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", распоряжения ГТК России от 21.05.2002 N 341-р "Об обмене информацией по запросам таможенных служб - участников СНГ", письма ГТК России от 27.05.2002 N 01-06/20585 "Об отнесении административных правонарушений к длящимся", приказа ГТК России от 23.05.2002 N 514 "О направлении (передаче) судьям дел об административных правонарушениях для рассмотрения", приказа ГТК России от 19.06.2002 N 626 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за делами об административных правонарушениях особой важности", приказа ГТК России от 25.06.2002 N 657 "Об утверждении Инструкции об организации контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях", письма ГТК России от 28.08.2002 N 01-06/34816 "О направлении методических рекомендаций" и других нормативно-правовых актов ГТК России.
1.2. Настоящая Технологическая схема определяет действия, которые осуществляют должностные лица Московской западной таможни (далее - таможня) при выявлении административного правонарушения в сфере таможенного дела, возбуждении дел об административных правонарушениях, регистрации и учете дел об административных правонарушениях, осуществлении административного расследования дел об административных правонарушениях (далее - АП) и их рассмотрении.
1.3. Учету подлежат все дела об АП, возбужденные должностными лицами таможни.
1.4. Дела об АП регистрируются в журнале учета дел об административных правонарушениях, находящемся в учетно-регистрационном отделении правоохранительного блока.
1.5. За организацию работы по регистрации и учету дел об АП отвечает первый заместитель начальника таможни по правоохранительной работе. Ответственность за хранение журнала учета дел об административных правонарушениях, своевременность, полноту и достоверность вносимых в него сведений возлагается на начальника учетно-регистрационного отделения правоохранительного блока.
II. Действия должностных лиц таможни при выявлении административного правонарушения, возбуждении дел об административном правонарушении и их передаче для дальнейшего производства в отдел административных расследований
2.1. Поводами к возбуждению дела об АП являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами таможни, уполномоченными составлять протоколы об АП, достаточных данных, указывающих на наличие события АП (должностным лицом таможни, уполномоченным составлять протоколы об АП, является должностное лицо, которое непосредственно обнаружило признаки АП);
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события АП;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события АП.
2.2. Указанные в п. 2.1 материалы, сообщения и заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП.
2.3. Дело об АП может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АП, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных п. 2.1, и достаточных данных, указывающих на наличие события АП.
2.4. Дело об АП считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об АП, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
2) составления протокола об АП или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об АП;
3) вынесения определения о возбуждении дела об АП при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения АП в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об АП не составляется.
Примечание. До получения нормативно-правовых документов ГТК России, разъясняющих порядок наложения административного штрафа на месте совершения АП в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об АП не составляется (постановление-квитанция), данная норма права в таможне не применяется.
2.5. О совершении АП составляется протокол, за исключением когда при совершении АП назначается административное наказание в виде постановления-предупреждения либо использовании постановления-квитанции. 2.6. В протоколе об АП указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, привлекаемом к ответственности:
- для юридического лица - фактический и юридический адреса, код ОКПО, ИНН, регистрационный номер по Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- для физического лица - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, число, месяц, год рождения, место рождения, место регистрации и фактический адрес местожительства;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, место, время совершения и событие АП, какая статья ТК РФ нарушена, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное АП, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, иные сведения, необходимые для полного, объективного и всестороннего разрешения дела.
2.7. При составлении протокола об АП физическому лицу или законному представителю юридического лица, привлекаемым к ответственности, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
2.8. При составлении протокола об АП физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об АП, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об АП. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
2.9. Протокол об АП подписывается должностным лицом таможни, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, привлекаемого к ответственности. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
2.10. В случае отсутствия на момент составления протокола об АП или определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к административной ответственности, протокол об АП или определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования высылается вышеуказанным лицам по адресу в 3-дневный срок с момента составления протокола об АП либо вручается им под роспись.
2.11. Должностные лица таможни, непосредственно обнаружившие АП при выполнении возложенных на них функций уполномочены составлять протоколы об АП, применять меры обеспечения производства по делам об АП, по признакам составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена гл. 16 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 7.12; ст. 14.10; ч. 1 ст. 15.6; ч. 2 ст. 15.7; ст. 15.8, 15.9, 16.1; ч. 1 ст. 19.4; ч. 1 ст. 19.5; ст. 19.6, 19.7; ч. 2 ст. 20.23; частями 2 и 3 ст. 14.1; 19.20 КоАП РФ.
2.12. Должностные лица таможни, осуществляющие производство по делам об АП, уполномочены составлять протоколы об АП, по признакам составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 17.7, 17.9 КоАП РФ.
2.13. При непосредственном выявлении должностным лицом таможни совершения АП оно немедленно докладывает рапортом о данном факте своему непосредственному начальнику (функционального отдела, таможенного поста). В рапорте указываются:
а) дата обнаружения административного правонарушения;
Примечание. Датой обнаружения АП является дата, когда должностному лицу таможни стало известно о совершении АП или должно было быть известно о совершенном АП при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей;
б) обстоятельства, при которых административное правонарушение было выявлено;
в) дата, время и место совершения административного правонарушения; г) в чем конкретно выразилось административное правонарушение и какая статья ТК РФ нарушена;
д) установленные сведения о лице, совершившем административное правонарушение (для юридического лица:
- фактический и юридический адреса, код ОКПО, ИНН, регистрационный номер по Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- для физического лица - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, число, месяц, год рождения, место рождения, место регистрации и фактический адрес местожительства);
е) предпринятые действия и меры по закреплению доказательств совершенного административного правонарушения;
ж) подробный перечень документов (с указанием в отношении каждого документа его наименования, номера, от какого он числа, кем выдан (составлен, на скольких листах и т.д.), подтверждающих совершение указанным в рапорте лицом административного правонарушения.
2.14. Непосредственный начальник (функционального отдела, таможенного поста) должностного лица, непосредственно выявившего совершенное АП, налагает на данном рапорте резолюцию.
2.15. На основании рапорта и документов, подтверждающих совершение лицом административного правонарушения, должностное лицо таможни, обнаружившее административное правонарушение, в зависимости от обстоятельств дела в соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ составляет протокол об административном правонарушении либо определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
2.16. Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и данные, характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности.
2.17. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения (место, время, способ совершения и т.п.), но и другие сведения, необходимые для разрешения дела.
В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:
а) известны все сведения, изложенные в п. 2.6, необходимые для разрешения дела, - протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ);
б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ);
в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, проведения экспертиз, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, - протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ (ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ).
Примечание. Исходя из смысла санкций статей гл. 16 КоАП РФ в случаях, когда административное взыскание налагается в зависимости от стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, - составляется только определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ст. 16.1, 16.2, 16.9, 16.16, ч. 1 ст. 16.17, ч. 1 ст. 16.18, ч. 1 ст. 16.19, 16.20, 16.21, а также ст. 16.22 КоАП РФ). В остальных случаях в зависимости от объема сведений, изложенных в п. 2.19, может составляться как протокол об АП, так и определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования.
2.18. К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, возможно отнести нижеуказанные сведения, однако данный перечень не является исчерпывающим: - сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего существенное значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.);
- данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, место работы и должность, местожительство, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, данные о привлечении лица ранее к административной ответственности и др.);
- сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, регистрационный номер по ЕГРЮЛ, юридический и фактический адреса, наличие учета в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных).
2.19. В случае если требуется дополнительное выяснение каких-либо обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, и когда эти сведения могут быть получены в течение двух суток - протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Получение указанных в п. 2.20 сведений может осуществляться по оперативным каналам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений.
При этом в случае необходимости должностное лицо таможни вправе для установления личности лица, привлекаемого к административной ответственности, или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.
2.20. Должностное лицо таможни, непосредственно выявившее АП и составившее определение об АП и проведении административного расследования, считается должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП, и это должностное лицо таможни несет всю ответственность за нарушение процессуальных требований при производстве по делу и за неполноту производства по делу до момента фактической передачи дела об АП в ОАР таможни для дальнейшего производства.
Начальник подразделения таможни (отдела, таможенного поста), которому подчиняется должностное лицо этого подразделения таможни и в производстве которого находится дело об АП, обязан осуществлять контроль за полнотой производства по делу и выполнением всех необходимых первичных процессуальных действий с целью получения и закрепления доказательств, свидетельствующих о совершении лицом АП, в течение всего времени нахождения дела об АП в производстве у подчиненного ему должностного лица.
Начальник подразделения таможни (отдела, таможенного поста), которому подчиняется должностное лицо подразделения, составившее определение об АП и проведении административного расследования, в производстве которого находится дело об АП, ходатайствует рапортом перед первым заместителем начальника таможни по правоохранительной работе о передаче дела об АП для дальнейшего производства должностному лицу ОАР таможни и организует предоставление дела в течение рабочего дня с момента составления определения об АП и проведении административного расследования начальнику ОАР, который, изучив материалы данного дела, докладывает первому заместителю начальника таможни по правоохранительной работе о необходимости передачи дела об АП в производство должностному лицу ОАР таможни.
2.21. Запрещается направление в ОАР протокола об АП либо определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования и материалов дела об АП из функциональных отделов и таможенных постов через участников ВЭД.
2.22. Первый заместитель начальника таможни по правоохранительной работе, заслушав доклад начальника ОАР по делу и изучив материалы дела об АП, налагает резолюцию на рапорте начальника подразделения таможни (отдела, таможенного поста), в котором было выявлено АП.
Начальник ОАР таможни или лицо, его замещающее, в случае передачи дела об АП для дальнейшего производства в ОАР таможни поручает принять дело к своему производству должностному лицу ОАР таможни путем оформления распоряжения о передаче дела для административного расследования.
2.23. Должностное лицо таможни, непосредственно выявившее АП и составившее протокол об АП, несет персональную ответственность за нарушение процессуальных требований по делу и за неполноту сведений по делу до момента фактической передачи дела об АП на рассмотрение.
Начальник подразделения таможни (отдела, таможенного поста), которому подчиняется должностное лицо этого подразделения таможни и которое составило протокол об АП, обязан осуществлять контроль за полнотой собранных сведений по делу и всех выполненных необходимых первичных процессуальных мероприятий с целью получения и закрепления доказательств, свидетельствующих о совершении лицом АП.
Начальник подразделения таможни (отдела, таможенного поста), которому подчиняется должностное лицо этого подразделения, составившее протокол об АП, ходатайствует рапортом перед первым заместителем начальника таможни по правоохранительной работе о передаче дела об АП для рассмотрения и организовывает предоставление дела в течение рабочего дня с момента составления протокола об АП.
Первый заместитель начальника таможни по правоохранительной работе, изучив материалы дела об АП, поручает подготовку данного дела к рассмотрению должностному лицу ОТР таможни путем проставления резолюции на рапорте начальника подразделения таможни (отдела, таможенного поста), в котором было выявлено АП и по нему составлен протокол об АП.
2.24. Материалы дела об АП предоставляются согласно описи и должны быть пронумерованы, а копии документов заверены надлежащим образом.
2.25. В случае неправильного составления протокола об АП, составления его неправомочным лицом данный протокол возвращается должностному лицу функционального отдела или таможенного поста, которое его составило, с целью устранения выявленных недостатков.
В случае принятия решения о возврате протокола об АП для устранения недостатков должностному лицу, непосредственно обнаружившему административное правонарушение и составившему протокол об АП, первый заместитель начальника таможни по правоохранительной работе налагает соответствующую резолюцию на рапорте начальника подразделения таможни (отдела, таможенного поста), который ходатайствовал о передаче данного дела для рассмотрения.
2.26. В целях пресечения АП, установления личности правонарушителя, составления протокола об АП при невозможности его составления на месте выявления АП, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об АП и исполнения принятого по данному делу постановления должностное лицо таможни вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об АП:
- изъятие вещей и документов;
- осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
- досмотр товаров и транспортных средств;
- административное задержание.
2.27. При передаче дела об административном правонарушении из подразделения таможни (отдела, таможенного поста) для дальнейшего производства в ОАР таможни либо на рассмотрение в зависимости от квалификации АП в материалах дела должны быть следующие документы:
1) рапорт начальника подразделения таможни (отдела, таможенного поста), в котором было обнаружено АП, с ходатайством о передаче дела об АП для дальнейшего производства должностному лицу ОАР либо о передаче дела об АП на рассмотрение согласованного с куратором подразделения таможни и начальником ОАР либо лицом, его замещающим;
2) рапорт должностного лица таможни, непосредственно выявившего АП;
3) определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования (протокол об административном правонарушении);
4) документы, подтверждающие факт совершения лицом административного правонарушения (в зависимости от состава правонарушения):
- товарнотранспортные документы: CARNET TIR; товаротранспортные накладные, счета-фактуры, инвойсы, спецификации и др.;
- контракт или внешнеторговый договор со всеми к нему приложениями, являющимися его неотъемлемой частью, паспорт импортной/экспортной/бартерной сделки; иные документы, подтверждающие факт перехода права владения, пользования, распоряжения;
- уставные, регистрационные, учредительные, банковские и налоговые документы лица, привлекаемого к ответственности, а также документы иных государственных и контролирующих органов, в которых содержатся сведения о лице, привлекаемом к ответственности;
- акт таможенного досмотра либо иные документы, в которых точно указаны наименование, количество, меры, вес, индивидуальные признаки, при возможности - стоимость товаров и транспортных средств;
- опись предметов по форме Т-10 с указанием стоимости товаров согласно товаросопроводительным документам;
- документ учета либо иные документы, свидетельствующие о помещении товаров на СВХ или ТС;
- акт приемки-передачи товаров и транспортных средств на СВХ или ТС; - грузовая таможенная декларация; документ контроля доставки; транзитная декларация; декларация таможенной стоимости;
- сертификаты на товар, иные документы, выданные на товар различными государственными и контролирующими органами;
- протоколы опроса лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей, иных лиц, обладающих информацией об АП, либо объяснения и письма указанных лиц;
- оформленные в соответствии с требованиями ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенности на право представления одним лицом другого лица при таможенном оформлении товаров;
- протокол изъятия вещей и документов, являющихся предметами административного правонарушения;
- протокол наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи, являющиеся предметами административного правонарушения;
- протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, являющихся предметами административного правонарушения;
- акт о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД);
- иные документы, имеющие отношение к данному делу и подтверждающие факт административного правонарушения.
Примечание. Все документы предоставляются в оригиналах. В случае если оригинал документа отсутствует либо в силу служебной необходимости должен находиться на таможенном посту либо в функциональном отделе таможни, предоставляется надлежащим образом заверенная копия документа.
III. Порядок приема, учета и рассмотрения поступающих в таможню материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3.1. Основанием для учета поступающих в таможню материалов, сообщений, заявлений является наличие в них данных, содержащих реальную, конкретную и определенную информацию об обстоятельствах возможного административного правонарушения (о месте, времени и способе его совершения).
3.2. Учету подлежат:
- поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, указывающие на наличие события административного правонарушения.
3.3. Принципами приема, учета и рассмотрения поступающей в таможню информации об административном правонарушении являются обязательность приема и учета, законность, своевременность и объективность рассмотрения. 3.4. При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо таможни оформляет протокол заявления о совершении административного правонарушения.
Протокол подписывают заявитель и должностное лицо таможни, принявшее заявление.
3.5. При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в таможню в нерабочее время оформление протокола заявления о совершении административного правонарушения осуществляется оперативно-дежурной службой таможни. Должностное лицо таможни оформляет протокол заявления о совершении административного правонарушения. Протокол подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление.
3.6. Сбор и анализ сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, опубликованных или распространенных в средствах массовой информации, если юридические адреса правонарушителей находятся на территории Западного и Юго-Западного административных округов г. Москвы, осуществляется в таможне пресс-секретарем таможни или должностным лицом, назначенным начальником таможни.
3.7. Если полученные материалы, сообщения, заявления содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо таможни, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении и проводить административное расследование, возбуждает дело об административном правонарушении.
3.8. Если полученные материалы, сообщения, заявления содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного после выпуска товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта, выпуска для свободного обращения, реимпорта, а также завершения действия других таможенных режимов в отношении товаров и транспортных средств, рассмотрение информации об АП осуществляется в соответствии с порядком проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, установленным ГТК России.
3.9. В остальных случаях рассмотрение информации об административном правонарушении осуществляется по поручению начальника таможни или его первого заместителя по правоохранительной работе структурными подразделениями таможни с учетом их компетенции.
3.10. Сроки рассмотрения не должны превышать сроки, установленные для рассмотрения обращений физических и юридических лиц, депутатов.
3.11. Если рассмотрение проводится по поручению вышестоящего таможенного органа, вопрос о продлении сроков заблаговременно согласовывается с органом, назначившим его проведение.
3.12. В случае отказа в возбуждении дела об АП при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в подп. 2 и 3 п. 2.1, должностным лицом таможни, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, содержащие информацию об АП, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об АП.
3.13. Определение подлежит согласованию с начальником отдела таможенных расследований и утверждается начальником таможни либо его первым заместителем по правоохранительной работе в зависимости от того, кем из них было поручено проведение рассмотрения материалов.
IV. Действия должностных лиц таможни при учете и регистрации дел об административных правонарушениях
4.1. Учету в таможне подлежат все дела об административных правонарушениях.
4.2. Дела об АП регистрируются в журнале учета дел об административных правонарушениях (далее - Журнал учета), находящемся в учетно-регистрационном отделении правоохранительного блока таможни. В таможне ведется один Журнал учета, в котором регистрируются дела об АП. Если для регистрации заведенных в течение календарного года дел одного журнала окажется недостаточно, заводится новый журнал учета, который является продолжением первого.
4.3. Основными принципами регистрации дел об АП являются:
- обязательность регистрации всех возбужденных дел об административных правонарушениях;
- одноразовость, при которой дело об АП сохраняет номер, присвоенный ему при первоначальной регистрации в таможне;
- единообразие регистрации дел об АП.
4.4. Организация работы по учету, регистрации и хранению дел об АП возлагается на первого заместителя начальника таможни по правоохранительной работе.
4.5. За хранение Журналов учета, своевременность, полноту и достоверность вносимых в них сведений ответственность возлагается на начальника учетно-регистрационного отделения правоохранительного блока таможни.
4.6. Дела об АП подлежат представлению для регистрации в учетно-регистрационное отделение правоохранительного блока таможни.
4.7. Дела об АП, возбужденные должностными лицами таможни, подлежат обязательной регистрации в день их возбуждения. В случае возбуждения дел об АП в выходные или праздничные дни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел.
4.8. Постановления прокурора о возбуждении дел об АП регистрируют в день их получения таможней.
4.9. Дела об АП, переданные из других таможенных органов на рассмотрение, подлежат регистрации в таможне, принявшей их к рассмотрению в день поступления в таможню.
4.10. Дела об АП регистрируют в Журнале учета в порядке их представления.
4.11. Регистрацию дел об АП в Журнале учета и внесение в него сведений осуществляет сотрудник из учетно-регистрационного отделения, на которого данная обязанность возложена должностной инструкцией.
4.12. Основанием для регистрации дела об АП являются:
- первый протокол о применении мер обеспечения производства по делу об АП;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление прокурора о возбуждении дела об АП;
- определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования;
- постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения в случае, если протокол об АП не составляется;
- постановление о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения АП в случае, если протокол об АП не составляется (постановление-квитанция);
- определение о передаче дела об АП на рассмотрение при поступлении дела из другого таможенного органа.
4.13. Если при применении мер обеспечения производства по делу об АП требовалось дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице и на этом основании протокол об АП не был составлен немедленно после выявления совершения АП, то регистрации подлежит первый протокол о применении мер обеспечения производства по делу об АП.
4.14. Дела об АП регистрируют в Журнале учета путем занесения данных в соответствующие графы и проставления на первом протоколе о применении мер обеспечения производства по делу об АП, протокола об административном правонарушении, постановления прокурора о возбуждении дела об АП.
Определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования, постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения в случае, если протокол об АП не составляется, постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения АП, в случае, если протокол об АП не составляется (постановление-квитанция), определения о передаче дела об АП на рассмотрение при поступлении дела из другого таможенного органа, порядкового регистрационного номера.
4.15. Регистрационный номер состоит из следующих цифровых обозначений:
- цифрового кода таможни (по классификатору таможенных органов);
- порядкового номера по Журналу учета начиная с первого в каждом году;
- цифр обозначения текущего года.
Например: "протокол об административном правонарушении N 10122000-245/03".
V. Действия должностных лиц таможни при ведении производства по делам об административных правонарушениях
5.1. Задачами производства по делам об АП являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
5.2. Производство по делам об АП ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
5.3. Лицам, участвующим в производстве по делу об АП и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо другом свободно избранном лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
5.4. Лица, участвующие производстве по делу об АП, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению должностным лицом таможни, в производстве которого находится данное дело.
5.5. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит рассмотрению в установленный законом срок. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело об АП, в виде определения.
5.6. Производство по делу об АП не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события АП;
2) отсутствие состава АП, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) шестнадцатилетнего возраста или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об АП, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП.
5.7. Должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, должно провести расследование по делу в сроки, установленные ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, принять все возможные меры и осуществить все необходимые действия для получения и закрепления доказательств, свидетельствующих о совершении лицом АП.
5.8. Должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, несет персональную ответственность за нарушение процессуальных требований при производстве по делу об АП, за односторонность, неполноту и необоснованное затягивание сроков производства по делу.
5.9. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события АП;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении АП;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об АП;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения АП.
5.10. Должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, по особо сложным делам либо по указанию начальника отдела или лица, его замещающего, составляет план расследования по делу об АП и представляет его на утверждение должностному лицу таможни, которое на основании распоряжения о передаче дела для проведения административного расследования поручило ведение производства по делу.
5.11. Поручить ведение производства по делу об АП и утвердить план расследования по делу об АП имеют право:
1) начальник таможни и его первый заместитель по правоохранительной работе любому должностному лицу таможни, в производстве которого находится дело;
2) начальник ОРО должностному лицу ОРО; начальник ОАР должностному лицу ОАР, в производстве которого находится дело.
5.12. В плане по делу об АП указываются конкретные факты и обстоятельства, подлежащие выяснению и доказыванию по делу и процессуальные действия, которые необходимо выполнить для получения доказательств по делу об АП, и сроки их исполнения.
5.13. В дальнейшем при производстве по делу об АП план расследования по делу может корректироваться: в него могут добавляться новые факты и обстоятельства, подлежащие выяснению и доказыванию по делу, действия, которые необходимо выполнить для получения доказательств по делу, исключаться ненужные пункты и т.д.
5.14. Должностное лицо таможни, которое утвердило план расследования по делу об АП, должно периодически контролировать его выполнение, при необходимости корректировать план, давать должностному лицу таможни, в производстве которого находится дело об АП, письменные указания по делу, обязательные для исполнения.
5.15. При выявлении нарушений процессуальных требований при производстве по делу об АП, односторонности, неполноты и необоснованного затягивания сроков производства по делу должностное лицо таможни, которое утвердило план по делу об АП, обязано незамедлительно принять все необходимые меры для устранения обнаруженных нарушений.
5.16. Должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, с момента принятия к своему производству дела об АП и проведения административного расследования, должно выполнить неотложные процессуальные действия, так например:
1) вручить/направить копию определения о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования;
2) направить повестки;
3) истребовать необходимые документы;
4) изъять образцы товара, при необходимости провести осмотр товаров;
5) изъять товар, являющийся предметом АП, если он не изымался;
6) назначить проведение экспертизы;
7) направить запросы во все государственные, правоохранительные, контролирующие органы, иные органы и организации (в том числе и международные), в банки/кредитные учреждения с целью получения необходимой информации;
8) направить поручение о производстве процессуальных действий в порядке ст. 26.9 КоАП РФ для получения необходимой информации по делу в соответствии с требованиями КоАП России и нормативных актов ГТК России.
5.17. Доказательствами по делу об АП являются любые фактические данные, на основании которых должностные лица таможни, в производстве или на рассмотрении которых находится дело об АП, устанавливают наличие или отсутствие события АП, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, регламентированные главой XXVI КоАП РФ.
5.18. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
5.19. Должностное лицо таможни, осуществляющее производство по делу об АП, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
5.20. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, показания свидетелей, сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу.
5.21. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, показания свидетелей отражаются в протоколе об АП, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об АП, протоколе рассмотрения дела об АП, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
5.22. В случаях если при производстве по делу об АП возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, выносит определение о назначении экспертизы.
Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
В определении указываются:
1) определение для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;
3) вопросы, поставленные перед экспертом;
4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
5.23. До направления определения о назначении экспертизы для исполнения должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, разъяснить ему права, в том числе заявлять отвод эксперту, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
5.24. Заключение эксперта не является обязательным для должностного лица, в производстве которого находится дело об АП, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивированным.
5.25. Должностное лицо таможни, осуществляющее производство по делу об АП, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для производства экспертизы.
5.26. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ.
5.27. Под вещественными доказательствами по делу об АП понимаются орудия совершения АП или предметы АП, в том числе и орудия совершения АП или предметы АП, сохранившие на себе его следы.
5.28. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об АП. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об АП или ином протоколе, предусмотренном КоАП РФ.
5.29. Вещи, изъятые по делу об АП, подлежат оценке в случаях, предусмотренных КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ стоимость изъятых вещей по делу об административном правонарушении определяется на основании государственных регулируемых цен, если таковые установлены.
5.30. Если государственные регулируемые цены на изъятые вещи не установлены, стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
5.31. Должностное лицо таможни, в производстве или на рассмотрении которого находится дело об АП, обязано принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
5.32. В случае если по делу об АП изъяты товары и транспортные средства, являющиеся предметами АП либо орудиями совершения АП, или на них наложен арест, должностное лицо таможни, производившее изъятие или наложение ареста, в обязательном порядке уведомляет письмом лицо, которому на хранение переданы такие товары и транспортные средства, о том, что пользование и распоряжение такими товарами может быть осуществлено только с разрешения лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело об АП.
5.33. Должностное лицо таможни, производившее изъятие товаров и транспортных средств или осуществившее наложение на них ареста, составляет опись товаров (транспортных средств), в которой указываются:
- наименование товара (транспортного средства);
- его индивидуальные признаки, количество;
- единица измерения, цена за единицу (в руб.);
- общая стоимость (в руб.).
Данный документ приобщается к материалам дела об АП.
5.34. В случаях когда по делу об АП произведено изъятие товаров и транспортных средств либо на них наложен арест, должностное лицо таможни, в производстве или на рассмотрении которого находится дело об АП, обязано в течение 3 дней с момента получения заключения эксперта о проведении стоимостной экспертизы по изъятым товарам или по товарам, на которые наложен арест, направить в отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы (далее - ОБУиФЭ) заверенные должным образом копии имеющихся в деле документов в отношении изъятого товара, перечень которых установлен нормативными актами ГТК России.
5.35. Указанные документы передаются в ОБУиФЭ таможни служебной запиской, заверенная копия которой приобщается к материалам дела.
5.36. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные и удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об АП.
5.37. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
5.38. Должностные лица таможни, в производстве или на рассмотрении которых находится дело об АП, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
5.39. В случаях если документы обладают признаками, указанными в п. 5.27, такие документы являются вещественными доказательствами.
5.40. Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об АП.
5.41. Для получения доказательств по делу об АП должностное лицо таможни, осуществляющее производство по делу об АП, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностному лицу соответствующего территориального таможенного органа.
5.42. Поручение либо запрос по делу об АП подлежит исполнению не позднее чем в 5-дневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.
5.43. Взаимодействие таможни по делам об АП с таможенными органами иностранных государств осуществляется в порядке, предусмотренном приказом ГТК РФ от 27.04.2002 N 427 "Об утверждении Временной инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях", и иных нормативных документов ГТК России.
5.44. Взаимодействие таможни по делам об АП с таможенными органами государств СНГ осуществляется в порядке, предусмотренном распоряжением ГТК РФ от 21.05.2002 N 341-р "Об обмене информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ".
5.45. Должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.
Истребуемые сведения должны быть направлены в 3-дневный срок со дня получения определения.
5.46. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в 3-дневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо таможни, вынесшее определение.
5.47. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.
5.48. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому и психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель.
5.49. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
5.50. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых лиц.
5.51. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, осуществляют его представители.
5.52. Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также лицо, признанное в соответствии с законом или его учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
5.53. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, в производстве по делу об АП может участвовать защитник. В качестве защитника в производстве по делу об АП допускается адвокат или иное лицо.
5.54. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
5.55. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об АП с момента составления протокола об АП. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об АП с момента административного задержания.
5.56. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об АП, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
5.57. В качестве свидетеля по делу об АП может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
5.58. Свидетель обязан явиться по вызову должностного лица таможни, в производстве которого находится дело об АП, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
5.59. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос производится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
5.60. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных п. 5.58, свидетель несет ответственность, предусмотренную ст. 17.9 КоАП РФ.
5.61. В случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом таможни, в производстве которого находится дело об АП, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
5.62. Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных гл. 27 КоАП РФ. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
5.63. Об участии понятых при производстве процессуальных действий по делу об АП делается запись в соответствующем протоколе.
5.64. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
5.65. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля с соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ.
5.66. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об АП может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Специалист обязан:
1) явиться по вызову должностного лица таможни, в производстве которого находится дело об АП;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
5.67. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
Специалист вправе:
1) знакомиться с материалами дела об АП, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения должностного лица таможни, в производстве которого находится дело об АП, задавать вопросы, относящиеся к предмету АП, требующие специальных познаний, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий.
5.68. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных п. 5.66, специалист несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.
5.69. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт обязан:
1) явиться по вызову должностного лица таможни, в производстве которого находится дело об АП;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
5.70. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами дела об АП, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения должностного лица таможни, в производстве которого находится дело об АП, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
5.71. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных п. 5.69, эксперт несет ответственность, предусмотренную ст. 17.9 КоАП РФ.
5.72. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об АП. Переводчик назначается должностным лицом, в производстве которого находится дело об АП.
5.73. Переводчик обязан явиться по вызову должностного лица таможни, в производстве которого находится дело об АП, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.
5.74. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных п. 5.73, переводчик несет ответственность, предусмотренную ст. 17.9 КоАП РФ.
5.75. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об АП;
2) участвовать в рассмотрении дела об АП, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об АП независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
5.75. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об АП, совершенного несовершеннолетним, а также по делу об АП, возбужденному по инициативе прокурора.
5.76. К участию в производстве по делу об АП в качестве представителя и защитника не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.
5.77. К участию в производстве по делу об АП в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, должностным лицом таможни, в производстве или на рассмотрении которого находится данное дело, или они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела.
5.78. При наличии предусмотренных п. 5.77 обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об АП, указанное лицо подлежит отводу.
5.79. Заявление о самоотводе или об отводе подается должностному лицу таможни, в производстве или на рассмотрении которых находится дело об АП. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
5.80. Должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, обязано принять все меры для своевременного обнаружения в материалах дела об АП признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также признаков всех остальных преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена УК РФ, если признаки преступления усматриваются из материалов дела об АП.
5.81. При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело об АП, немедленно докладывает рапортом о данном факте своему непосредственному начальнику, который, изучив материалы, принимает решение о направлении всех необходимых документов в отдел дознания таможни для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
5.82. При обнаружении в материалах дела об АП признаков преступлений помимо контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, должностное лицо таможни, обнаружившее признаки преступления в ходе производства по делу об АП, немедленно в соответствии со ст. 143 УПК РФ докладывает рапортом об обнаружении признаков преступления первому заместителю начальника таможни по правоохранительной работе для принятия решения о сообщении этих данных и передаче всех необходимых материалов прокурору или органам предварительного следствия в соответствии со ст. 144, 145 УПК Российской Федерации, ставит в известность о данном факте своего непосредственного начальника.
5.83. В случае если при производстве по делу об АП должностное лицо, в производстве которого находится дело об АП, установит обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, оно выносит постановление о прекращении производства по делу об АП.
5.84. По окончании административного расследования по делу об АП должностное лицо таможни, в производстве которого находится дело, уведомляет надлежащим образом лицо, в отношении которого возбуждено дело об АП, его адвоката либо законного представителя об окончании производства по делу, вручает протокол об АП (направляет почтой) и передает материалы дела на рассмотрение первому заместителю начальника таможни по правоохранительной работе, оформляя это процессуальное действие рапортом на его имя.
5.85. Первый заместитель начальника таможни по правоохранительной работе назначает дату рассмотрения дела об АП. О дате рассмотрения дела об АП должностное лицо, в производстве которого находилось дело и которое передало дело на рассмотрение, извещает надлежащим образом лицо, в отношении которого было возбуждено дело об АП.
5.86. Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об АП, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Непосредственный надзор за исполнением законов в таможне осуществляют Московско-Смоленская транспортная прокуратура и Юго-Западная транспортная прокуратура Московской области.
VI. Продление сроков проведения административного расследования
6.1. В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об АП.
6.2. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица таможни, в производстве которого находится дело, может быть продлен начальником Центральной оперативной таможни до шести месяцев.
6.3. Срок административного расследования исчисляется с даты возбуждения дела об АП.
6.4. При необходимости продления срока проведения административного расследования должностное лицо таможни, в производстве которого находится это дело, выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проведения административного расследования по делу и представляет его в Центральную оперативную таможню не позднее чем за 10 дней до истечения срока расследования.
6.5. При повторном возбуждении ходатайства в постановлении отражается выполнение процессуальных действий, для производства которых выносилось предыдущее постановление о возбуждении ходатайства о продлении сроков проведения административного расследования, причины их невыполнения и принятые в связи с этим меры.
6.6. Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проведения административного расследования подписывает лицо, проводящее расследование, визируют начальник ОТР и начальник таможни.
VII. Действия должностных лиц таможни при подготовке дел об административных правонарушениях к рассмотрению и их рассмотрение
7.1. Согласно ст. 23.8 КоАП РФ таможня рассматривает дела об АП, предусмотренные ст. 16.2-16.22 КоАП РФ.
7.2. Должностными лицами таможни, рассматривающими дела об АП, указанные в п. 7.1, являются начальник таможни и его первый заместитель по правоохранительной работе.
7.3. Дело об АП рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
7.4. Дела об АП подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об АП, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
7.5. Решение о закрытом рассмотрении дела об АП выносится должностным лицом таможни, рассматривающим дело, в виде мотивированного определения.
7.6. Дело об АП рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня его получения должностным лицом таможни, правомочным рассматривать дело, протокола об АП и других материалов дела.
7.7. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об АП либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен начальником таможни либо его первым заместителем по правоохранительной работе, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо таможни, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.
7.8. Дело об АП рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
7.9. Должностное лицо таможни, рассматривающее дело об АП, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
7.10. Должностные лица таможни, рассматривающие дело об АП, при подготовке дела об АП к рассмотрению выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела этими лицами;
3) правильно ли составлен протокол об АП и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
7.11. Должностные лица таможни, на рассмотрение которых передано дело об АП, не могут рассматривать дело в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
7.12. При наличии вышеуказанных обстоятельств должностное лицо таможни, рассматривающее дело об АП, обязано заявить самоотвод вышестоящему должностному лицу.
7.13. При наличии обстоятельств, предусмотренных п. 7.11, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод должностному лицу таможни, рассматривающему дело об АП.
7.14. При подготовке к рассмотрению дела об АП разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законного представителя физического лица, законного представителя юридического лица, защитника, свидетелей, понятых, специалистов, эксперта, переводчика, прокурора;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об АП и других материалов дела должностному лицу таможни, составившему протокол об АП, в случае составления протокола и оформления материалов дела неправомочными лицами таможни, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об АП и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции должностного лица таможни, к которому протокол об АП и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе должностного лица таможни, рассматривающего дело.
7.15. При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об АП (ст. 24.5 КоАП РФ), выносится постановление о прекращении производства по делу об АП.
7.16. В случае если рассмотрение дела об АП отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об АП, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности, а также свидетеля, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, должностное лицо таможни, рассматривающее дело об АП, выносит определение о приводе указанных лиц.
7.17. При рассмотрении дела об АП:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об АП, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе должностного лица таможни, рассматривающего дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребовании дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.
7.18. При продолжении рассмотрения дела об АП оглашается протокол об АП, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об АП, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключения эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
7.19. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
7.20. При рассмотрении дела составляется протокол о рассмотрении дела об АП.
7.21. По результатам рассмотрения дела об АП может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об АП.
Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
2) объявления устного замечания в связи с малозначительностью совершенного правонарушения;
3) прекращения производства по делу в отношении физического или должностного лица и передачи материалов дела в прокуратуру, орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
7.22. По результатам рассмотрения дела об АП может быть вынесено определение:
1) о передаче дела судье, уполномоченному назначать административные наказания иного вида либо применять иные виды воздействия в соответствии с законодательством РФ;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его должностного лица таможни.
7.23. Постановление по делу об АП объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
7.24. В постановлении по делу об АП должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество должностного лица таможни, вынесшего постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение АП, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
7.25. В постановлении по делу об АП в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
7.26. Постановление по делу об АП подписывается должностным лицом таможни, вынесшим постановление.
7.27. Копия постановления по делу об АП вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, или высылается указанным лицам в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.
7.28. Должностное лицо таможни, рассматривающее дело об АП, при установлении причин АП и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
7.29. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление.
VIII. Порядок направления (передачи) судьям дел об административных правонарушениях для рассмотрения
8.1. Направлению судьям для рассмотрения подлежат дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям, то есть дела, возбужденные должностными лицами таможни по признакам составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 7.12; ст. 14.10; ч. 1 ст. 15.6; ч. 2 ст. 15.7; ст. 15.8, 15.9, 16.1; ч. 1 ст. 19.4; ч. 1 ст. 19.5; ст. 19.6, 19.7; ч. 2 ст. 20.23, а также частями 2 и 3 ст. 14.1; ст. 17.7, 17.9, 19.20 КоАП РФ.
8.2. Решения о передаче судьям дел об административных правонарушениях могут приниматься по результатам рассмотрения начальником таможни либо его первым заместителем по правоохранительной работе, возбужденных по признакам составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.2, 16.3; ч. 1 ст. 16.9; ст. 16.16; ч. 1 ст. 16.18; ч. 1 ст. 16.19; ст. 16.20, 16.21 КоАП Российской Федерации, при необходимости применения к лицу, совершившему административное правонарушение, административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. В указанных случаях назначение административных наказаний не производится, а дела передаются соответствующим судьям для решения всех вопросов, связанных с ответственностью лиц и назначением им административных наказаний.
8.3. Начальник таможни или его первый заместитель по правоохранительной работе вправе рассматривать такие дела и принимать по ним решения о необходимости передачи независимо от того, в отношении какого лица возбуждено дело об административном правонарушении и проводилось ли по нему административное расследование.
8.4. При передаче дел об административных правонарушениях, указанных в п. 8.2, в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ начальником таможни либо его первым заместителем по правоохранительной работе выносится определение.
8.5. Дела об административных правонарушениях, указанные в пп. 8.1 и 8.2, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направляются (передаются) судьям по месту совершения административного правонарушения, а если по делу проводилось административное расследование - в Черемушкинский суд г. Москвы:
а) по которым проводилось административное расследование - в Черемушкинский районный суд г. Москвы;
б) совершенные военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в том числе по которым проводилось административное расследование, - судьям гарнизонных военных судов;
в) возбужденные должностными лицами таможни по признакам ст. 14.10 КоАП РФ, если правонарушение совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, - в Арбитражный суд г. Москвы;
г) иные - мировым судьям.
8.6. Дела направляются (передаются) соответствующим судьям в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о передаче дела судье для рассмотрения.
Если окончание данного срока приходится на нерабочий день, дело подлежит передаче в течение первого следующего за ним рабочего дня.
8.7. Дела направляются (передаются) соответствующим судьям с сопроводительным письмом, в котором указываются:
- наименование суда, в который передается дело, либо фамилия, имя, отчество мирового судьи;
- номер дела и лицо, в отношении которого оно возбуждено;
- количество томов и листов дела;
- сведения о лицах, подвергнутых административному задержанию, если на момент направления (передачи) дела они не освобождены, а также о месте их содержания.
8.8. Судьи уведомляются о товарах и (или) транспортных средствах, являющихся вещественными доказательствами по делу, не прошедших таможенное оформление и в связи с этим не подлежащих возврату лицу, в отношении которого возбуждено дело, до их таможенного оформления в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
8.8. Сопроводительное письмо составляет должностное лицо таможни, которое вело производство по делу, и подписывает начальник таможни либо его первый заместитель по правоохранительной работе.
8.9. Вещественные доказательства, хранящиеся при деле, направляются (передаются) вместе с делом.
8.10. Иные вещественные доказательства направляются (передаются) вместе с делом с нарочным либо фельдъегерской связью одновременно с делом. При транспортировке таких вещественных доказательств должна быть обеспечена их сохранность.
8.11. Вещественные доказательства, транспортировка которых представляет значительную сложность (крупногабаритные, требующие особых условий транспортировки, обеспечить которые не представляется возможным и т.п.), при невозможности их транспортировки могут храниться в месте, определенном должностным лицом таможни, которое произвело их изъятие.
8.12. Вещественные доказательства по делу перечисляются за соответствующим судьей. При этом судья уведомляется о местонахождении указанных вещественных доказательств, если они не направляются (не передаются) ему вместе с делом.
8.13. Возвращение дела судье для рассмотрения после устранения таможней недостатков, связанных с составлением протокола или оформлением материалов дела неправомочными лицами, неправильным составлением протокола или оформлением материалов дела, неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, осуществляется с составлением сопроводительного письма согласно требованиям, изложенным в п. 8.7, в течение суток со дня устранения недостатков.
IX. Заключительные положения
9.1. Дела об АП являются документами строгой отчетности и не могут передаваться или выдаваться учреждениям, предприятиям, организациям, их должностным лицам и физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9.2. Начальник каждого подразделения таможни обязан организовать работу по своевременному выявлению АП, принятию мер обеспечения производства по делу об АП, своевременному составлению протокола об АП либо определения об АП и проведении административного расследования, немедленной передаче дел об АП должностным лицам правоохранительного блока таможни, учету переданных дел об АП и поступивших в подразделение копий постановлений по делам об АП.
9.3. При производстве по особо сложным делам об АП на основании решения начальника таможни для более квалифицированного и быстрого завершения производства по таким делам могут создаваться группы расследования с привлечением сотрудников и специалистов различных подразделений таможни.
9.4. Положения данной Технологической схемы обязательны для исполнения должностными лицами таможни при выявлении административного правонарушения в области таможенного дела (нарушении таможенных правил), возбуждении дел об административных правонарушениях, их регистрации и учете, ведении производства и рассмотрении данных дел.
9.5. При возникновении противоречий в правилах, установленных данной Технологической схемой, таможенному законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе изменения самого законодательства применяется таможенное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях.
9.6. Положения данной Технологической схемы могут быть изменены, дополнены или отменены для улучшения и повышения качества и эффективности борьбы с таможенными правонарушениями в зоне деятельности Московской западной таможни по результатам изучения, обобщения и анализа правоохранительной деятельности Московской западной таможни, Центральной оперативной таможни, Центрального таможенного управления, Государственного таможенного комитета России.