Приказ ФТС РФ № 749 от 2007-06-20 00:00:00

Об утверждении Порядка взаимодействия подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при организации и проведении таможенных ревизий

В целях выявления, предотвращения, пресечения и профилактики нарушений таможенного законодательства Российской Федерации и соблюдения положений статьи 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066; № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3533; № 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, № 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, № 1, ст. 15; № 3, ст. 280; №> 8, ст. 854; № 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29) п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при организации и проведении таможенных ревизий (далее — Порядок).
2. Начальникам Главного управления по борьбе с контрабандой А.А.Уфрутову, Управления таможенных расследований и дознания А.П.Кизлыку, Управления собственной безопасности В.П.Зайцеву, Управления таможенной инспекции О.В.Грачёву, начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить исполнение Порядка.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А.Завражнова.

Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Ю.Бельянинов

Приложение
к приказу ФТС России
от 20 июня 2007 г. №749

Порядок взаимодействия подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при организации и проведении таможенных ревизий

I. Общие положения

1. Порядок взаимодействия подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при организации и проведении таможенных ревизий (далее - Порядок) разработан в целях повышения эффективности выявления, предотвращения, пресечения и профилактики нарушений таможенного законодательства Российской Федерации.
2. Порядок разработан в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее — ТК России), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295, 4298; 2003, № 1, ст. 2; № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434, 4440; № 50, ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 19, ст. 1838; № 30, ст. 3095; № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 40, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 5, ст. 2431; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30 (ч. I), ст. 3104; № 30 (ч. II), ст. 3124, 3131; № 40, ст. 3986; № 50, ст. 5247; № 52 (ч. I), ст. 5574, 5596; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172, 175; № 6, ст. 636; Х° 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17 (ч. I), ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380, 2385; № 28, ст. 2975; № 30, ст. 3287; № 31 (ч. I), ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4633, 4634, 464J; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21, 25, 29, 33; № 7, ст. 840; № 15, ст. 1743; № 16, ст. 1824), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК России) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027, № 30, ст. 3015, ст. 3020, ст. 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27 (ч.1), ст. 2700, ст. 2706; № 27 (ч. II), ст. 2708; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4847; 2004, № 17, ст. 1585; № 27, ст. 2711; № 49, ст. 4853; 2005, № 1 (ч. I), ст. 13; № 23, ст. 2200; 2006, № 3, ст. 277; № 10, ст. 1070; № 23, ст. 2379; № 28, ст. 2975, 2976; № 31 (ч. I), ст; 3452; 2007, № 1 (ч. I), ст. 46; № 16, ст. 1827),
Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3349; 1997, № 29, ст. 3502; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 2 ст. 233; 2000, № 1 (ч. I), ст. 8; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 49, ст. 5128), приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. № 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии» (по заключению Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 6 июля 2004 г. № 07/6472-ЮД), приказом ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации», нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств.
3. Порядок определяет взаимодействие подразделений таможенной инспекции с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, подразделениями административных расследований, дознания и собственной безопасности таможенных органов: при выборе объектов таможенных ревизий, проведении подготовительных мероприятий до назначения таможенных ревизий и при передаче материалов из правоохранительных подразделений таможенных органов в подразделения таможенной инспекции для организации и проведения таможенных ревизий; при проведении общих и специальных ревизий; при информировании подразделений таможенной инспекции о результатах проведённых оперативно-розыскных мероприятий, дознания или административного производства в связи с обнаружением в ходе проведения таможенной ревизии преступлений и административных правонарушений.

II. Взаимодействие подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при выборе объектов таможенных ревизий и проведении подготовительных мероприятий к проведению таможенных ревизий

4. Подразделение таможенного органа, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, после согласования с заместителем начальника таможенного органа, курирующего правоохранительную деятельность, направляет информацию в подразделение таможенной инспекции с указанием сведений и приложением материалов и документов (оригиналы либо заверенные копии) при обнаружении данных: - об отсутствии в коммерческих документах сведений о таможенном оформлении товаров либо об отсутствии коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны; которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением требований и условий, установленных ТК России, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; которые могут свидетельствовать о нарушениях учёта товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и отчётности о них или несоблюдении иных требований и условий, установленных ТК России, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела; об иных, имеющих значение сведениях, относящихся к лицу, подлежащему проверке.
Одновременно представляются имеющиеся в распоряжении сведения о лице, в том числе:
- полное наименование лица, в отношении которого представляется информация;
- адрес (место государственной регистрации), фактическое место нахождения исполнительного органа проверяемого лица;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учёт (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- данные, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении законодательства Российской Федерации в области таможенного дела.
5. Подразделение дознания и административных расследований в случае выявления при проведении дознания либо административного производства данных, которые могут свидетельствовать о совершении иного преступления или административного правонарушения, для установления которого необходимо проведение таможенной ревизии, направляет информацию в подразделение таможенной инспекции (после согласования с заместителем начальника таможенного органа, курирующего правоохранительную деятельность) с указанием сведений, перечисленных в пункте 4 Порядка, и приложением комплекта документов (оригиналов либо заверенных копий), свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства.
6. Подразделение собственной безопасности направляет в подразделение таможенной инспекции информацию о данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением требований и условий, установленных ТК России, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, для принятия решения о назначении и проведении таможенной ревизии. При этом указываются сведения, перечисленные в пункте 4 Порядка, и прикладывается комплект документов (оригиналов либо заверенных копий), свидетельствующих о возможном нарушении законодательства Российской Федерации в области таможенного дела.
7. После получения материалов из правоохранительных подразделений подразделение таможенной инспекции осуществляет подготовительные мероприятия к проведению таможенной ревизии (далее - подготовительные мероприятия) в соответствии с приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии».
8. В ходе подготовительных мероприятий в случае невозможности установления фактического местонахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение таможенной ревизии, подразделение таможенной инспекции направляет мотивированный запрос о проведении мероприятий, направленных на установление их фактического местонахождения, в подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, с указанием оснований для назначения таможенной ревизии в соответствии с пунктами 7, 8 приказа ГТК России от 11 июня 2004 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии».
9. Срок исполнения запроса не должен превышать:
а) пяти рабочих дней в случае нахождения в одном таможенном органе оперативно-розыскного подразделения и подразделения таможенной инспекции, подготовившего запрос;
б) пятнадцати рабочих дней в случае нахождения в разных таможенных органах оперативно-розыскного подразделения и подразделения таможенной инспекции, подготовившего запрос.
10. В случае невозможности исполнения запроса подразделения таможенной инспекции подразделением, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в сроки, установленные пунктом 9 Порядка, направляется ответ с указанием причины неисполнения.
11. В случае необходимости подразделение таможенной инспекции, проводящее подготовительное мероприятие или таможенную ревизию, направляет запрос в учетно-регистрационное подразделение таможенного органа (в ФТС России - в Управление таможенных расследований и дознания; в региональном таможенном управлении и оперативной таможне - в учетно-регистрационное подразделение оперативной таможни; в таможне - в учетно-регистрационное отделение таможни, а при его отсутствии - в подразделение административных расследований и дознания) о представлении сведений о привлечении к административной ответственности проверяемого лица.

III. Взаимодействие подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при проведении таможенных ревизий

12. Состав ревизионной комиссии для проведения специальной таможенной ревизии формируется из числа должностных лиц подразделения таможенной инспекции и подразделения административных расследований таможенного органа.
13. Сотрудник подразделения административных расследований включается в состав ревизионной комиссии по согласованию с начальником подразделения административных расследований.
14. При необходимости в состав ревизионной комиссии включаются сотрудники других правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов - по согласованию с начальниками таких подразделений.
15. Для обеспечения физической защиты должностных лиц ревизионной комиссии, проводящих специальную таможенную ревизию, возможно привлечение в установленном порядке подразделения силового обеспечения таможенных органов.
16. В ходе проведения таможенной ревизии сотрудник подразделения административных расследований дает рекомендации о правильной фиксации следов правонарушения и сборе доказательств совершения административного правонарушения, а также проверяет и даёт правовую оценку материалам ревизии на предмет наличия достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в форме письменного заключения.
17. В случае обнаружения в ходе таможенной ревизии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении и входящее в состав ревизионной комиссии, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП России. При этом незамедлительно составляется акт таможенной ревизии.
18. Члены ревизионной комиссии подписывают акт таможенной ревизии.
19. В случае обнаружения в процессе проведения таможенной ревизии признаков преступления должностное лицо, обнаружившее их, при отсутствии у него полномочий на прием сообщений о преступлениях после консультации с подразделением дознания направляет докладную записку начальнику органа дознания. Докладная записка в обязательном порядке визируется руководителем ревизионной комиссии.
В случае проведения таможенной ревизии Управлением таможенной инспекции должностное лицо, обнаружившее признаки преступления, предварительно консультируется с Управлением таможенных расследований и дознания; региональными таможенными управлениями - с подразделением дознания соответствующих оперативных таможен; таможнями - с подразделением дознания таможен.
20. К докладной записке прикладывается акт таможенной ревизии с имеющимися приложениями. В случае приложения копий документов они заверяются надлежащим образом.
21. Начальник органа дознания или его заместитель рассматривает материалы, поступившие из подразделения таможенной инспекции, дает им правовую оценку и принимает решение либо о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке, предусмотренном статьёй 143 УПК России, либо о передаче этих материалов для доработки в соответствующие подразделения таможенных органов (с учётом положений пунктов 5, 9 статьи 376 ТК России).
22. Докладная записка должна содержать установленные к моменту её составления данные о месте, времени, способе содеянного и лицах, подозреваемых в преступлении, а также юридическую квалификацию деяний и сведения о проходящих по материалам предметах и местах их хранения.
23. Должностное лицо, обнаружившее признаки преступления, должно принять все меры, предусмотренные таможенным законодательством, по обеспечению сохранности следов преступления и предметов, свидетельствующих о его совершении, до начала работы дознавателя.
24. Подразделение таможенной инспекции информирует правоохранительное подразделение или подразделение собственной безопасности таможенного органа, представившего сведения, указанные в пунктах 4, 5, 6 Порядка: о результатах проведения таможенной ревизии (обнаружении признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела; сумме доначисленных и взысканных таможенных платежей); об отсутствии оснований для проведения специальной таможенной ревизии, установленные результатами общей таможенной ревизии или при применении иных форм таможенного контроля.

IV. Информирование о результатах производства по делам об административных правонарушениях, уголовным делам, возбуждённым по материалам проведения таможенной ревизии

25. После принятия уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения по делу об административном правонарушении, возбуждённому по результатам таможенной ревизии, подразделение административных расследований в течение трех рабочих дней направляет в подразделение таможенной инспекции копию постановления по делу об административном правонарушении.
26. В случае направления в иные правоохранительные органы уголовных дел, возбужденных по материалам подразделения таможенной инспекции, либо материалов, полученных из подразделения таможенной инспекции, содержащих признаки преступлений, расследование по которым не относится к компетенции таможенных органов, подразделение дознания таможенного органа информирует подразделение таможенной инспекции о принятых решениях по направленным делам и материалам после поступления соответствующей информации в течение трех рабочих дней.

Начальник Управления таможенной инспекции
О.В.Грачёв