Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 9 от 2003-03-21 00:00:00

О результатах проверки обоснованности предоставления таможенных льгот и определения таможенных платежей, не поступивших в федеральный бюджет вследствие таможенного оформления грузов в качестве международной гуманитарной помощи (лекарственных средств и медицинского оборудования, продуктов питания, в том числе детского, одежды и обуви, бывших в употреблении) в таможенных органах, оформлявших гуманитарную помощь для предприятий и организаций, расположенных в Северо-Западном федеральном округе за 2002 год и истекший период 2003 года

Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 21 марта 2003 года № 9 (334) "О результатах проверки обоснованности предоставления таможенных льгот и определения таможенных платежей, не поступивших в федеральный бюджет вследствие таможенного оформления грузов в качестве международной гуманитарной помощи (лекарственных средств и медицинского оборудования, продуктов питания, в том числе детского, одежды и обуви, бывших в употреблении) в таможенных органах, оформлявших гуманитарную помощь для предприятий и организаций, расположенных в Северо-Западном федеральном округе за 2002 год и истекший период 2003 года": Утвердить отчет о результатах проверки. Направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации. Направить письмо в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Направить с учетом состоявшегося обсуждения представления Счетной палаты Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации и ГТК России.
Направить отчет о результатах проверки в Совет Федерации, Государственную Думу и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. ОТЧЕТ о результатах проверки обоснованности предоставления таможенных льгот и определения объемов таможенных платежей, не поступивших в федеральный бюджет вследствие таможенного оформления грузов в качестве международной гуманитарной помощи (лекарственных средств и медицинского
оборудования, продуктов питания, в том числе детского, одежды и обуви, бывших в употреблении) в таможенных органах, оформлявших гуманитарную помощь для предприятий и организаций, расположенных в Северо-Западном федеральном округе за 2002 год и истекший период 2003 года Основание для проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2003 год (пункт 1.5.2.2.5). Цель проверки
Определение обоснованности предоставления таможенных льгот при оформлении грузов в качестве международной гуманитарной помощи. Предмет проверки Нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых грузы оформляются в качестве международной гуманитарной помощи. Объемы таможенных платежей, не поступивших в федеральный бюджет из-за неправомерного предоставления льгот по ввозу международной гуманитарной помощи. Объекты проверки
Северо-Западное таможенное управление ГТК России, Петрозаводская таможня СЗТУ ГТК России, Сортавальская таможня СЗТУ ГТК России, Муниципальное учреждение "Городская социальная служба", Общественная организация "Карельская региональная ассоциация многодетных семей" (г. Петрозаводск), Санкт-Петербургское государственное учреждение "Центр международных гуманитарных связей", Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения "Медицинский склад - Центр медицинской и лекарственной гуманитарной помощи", Санкт-Петербургская гимназия "Грейс", Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения "Женская консультация № 44
", Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения "Межрайонный наркологический диспансер №1", Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер №9", Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 120 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 137 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, Муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия № 2" г. Петрозаводска, учреждение дошкольного воспитания № 3 г. Петрозаводска, Школа-интернат № 47 г. Петрозаводска, Школа-интернат № 21
г. Петрозаводска, Государственное учреждение здравоохранения "Отделенческая клиническая больница на станции Петрозаводск Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации", Петрозаводская городская организация Российского общества Красного Креста, Управление исполнения наказаний Минюста России по Республике Карелия, Вилицкое волостное управление Олонецкого района Республики Карелия, Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница № 4", Дочернее государственное унитарное предприятие "Ростэк-Сортавала", Муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов" г. Сортавала
, Муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения Ланденпохского района" Республики Карелия. По итогам проверки составлено 26 актов. Все акты проверок подписаны без замечаний, за исключением актов проверок Муниципального учреждения "Централизованная бухгалтерия № 2" (г. Петрозаводск), Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника № 4" (г. Петрозаводск).
Высказанные возражения по сути не опровергают изложенные в акте факты и носят пояснительный характер. Проверка проведена с 27 января по 14 февраля 2003 года. Проверкой установлено
В 2002 году по предоставленной Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации информации о товарах, признанных в качестве гуманитарной помощи получателями, расположенными в Северо-Западном федеральном округе, получено разрешений на ввоз на таможенную территорию Российской Федерации вышеуказанных товаров на сумму 3,8 млн. евро.
Согласно представленным Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации данным, Северо-Западный федеральный округ является вторым по количеству получателей помощи в стране, общему весу гуманитарной помощи и стоимостным показателям согласованной к ввозу помощи. Северо-Западный федеральный округ включает в себя одиннадцать субъектов Российской Федерации (две республики, автономный округ, семь областей и г. Санкт-Петербург).
Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, осуществляют таможенные органы, подчиненные Северо-Западному таможенному управлению ГТК России (далее - Управление). За проверяемый период таможенными органами региона осуществлено таможенное оформление 85979,7 тыс. тонн товаров в различных таможенных режимах, на сумму 27389,0 млн. долларов США.
В виде гуманитарной помощи в целом по региону ввезено товаров в количестве 38,2тыс. тонн на общую сумму 16,5 млн. долларов США, что составило 49,5 % от стоимости всех ввезенных на территорию Российской Федерации за проверяемый период товаров гуманитарной помощи. Основной объем гуманитарной помощи, оформленной в Северо-Западном таможенном управлении, поступил в адрес МЧС России на сумму 12 млн. долларов США.
При этом удостоверения о признании товаров гуманитарной помощью на сумму 9,5 млн. долларов США были оформлены Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия) до 2002 года. Непосредственно в адрес получателей, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, оформлено товаров на сумму 4,5 млн. долларов США.
Следует отметить, что Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации выдано разрешений на оформление товаров гуманитарной помощи в адрес МЧС России всего на 2,5 млн. евро, а из товаров, ввезенных непосредственно в адрес зарегистрированных в Северо-Западном федеральном округе получателей, более половины (на сумму 2,5 млн. долларов) оформлено без рассмотрения Комиссией, на основании распоряжений ГТК России.
Номенклатура товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи, представлена продуктами питания, одеждой и обувью, в том числе бывшей в употреблении, медицинским оборудованием и медикаментами, строительными материалами, игрушками, оргтехникой и другими товарами.
Из субъектов федерации основные получатели гуманитарной помощи расположены в г. Москве (товары на сумму 12,0 млн. долларов США поступали в адрес МЧС России), г.Санкт-Петербурге (3,3 млн. долларов США), Республике Карелия (0,3 млн. долларов США). В качестве получателей гуманитарной помощи, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, выступали, в основном, учреждения социальной сферы (детские сады, школы, интернаты, медицинские учреждения). В 2002 году таможенными органами, подчиненными Управлению, взыскано и перечислено в федеральный бюджет 113126,7 млн. рублей в виде таможенных платежей, в том числе экспортной пошлины - 26859,3 млн. рублей, акцизов - 370,7 млн. рублей, по импортной пошлине - 30973,8 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость -44792,2 млн. рублей, по таможенным сборам и прочим платежам - 10130,8 млн. рублей.
Общая сумма предоставленных таможенными органами региона льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет в 2002 году составила 49493,0 млн. рублей. По товарам, ввезенным в качестве гуманитарной помощи, сумма предоставленных таможенными органами льгот составила 237,2 млн. рублей, или 0,48 % от общей суммы предоставленных льгот, в том числе по таможенной пошлине - 147,4 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость - 89,7 млн. рублей.
В истекшем периоде 2003 года в целом по региону было оформлено товаров в виде гуманитарной помощи 75 тонн на сумму 159 тыс. долларов США. Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила 3,1 млн. рублей, в том числе по таможенной пошлине - 1,8 млн. рублей, по налогу на добавленную стоимость - 1,1 млн. рублей.
Всего в проверяемом периоде МЧС России было осуществлено декларирование товаров, отнесенных к гуманитарной помощи по 16 ГТД, на сумму в рублевом эквиваленте 375,4 млн. рублей, что составляет 35 % от общей стоимости гуманитарной помощи, ввезенной на таможенную территорию Российской Федерации в 2002 году. В рамках вышеуказанной международной гуманитарной помощи поставлялись партии продовольствия (мука, пшеница, масло, кукурузно-соевая смесь).
Условно начисленные таможенные платежи по этим товарам, ввозимым в качестве гуманитарной помощи, составляли 81,0 млн. рублей. Обязанность по проведению таможенного оформления грузов гуманитарной помощи, поступающих для населения Северо-Кавказского региона, возложена МЧС России на Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (далее - Агентство "Эмерком").
Выступая в качестве официального получателя гуманитарных грузов, МЧС России предоставило в Балтийскую таможню обязательство о предоставлении отчета по использованию гуманитарной помощи , согласно инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи ( содействия ), утвержденной приказом ГТК России от 25 мая 2000 года № 429.
Согласно предварительным планам распределения, конечными получателями гуманитарной помощи в основном являлись временно перемещенные лица из Чеченской Республики в Республику Ингушетия и остро нуждающиеся слои населения в Чеченской Республике. На дату проверки установлено, что отчеты получателя о целевом использовании указанной гуманитарной помощи в адрес Балтийской таможни не поступали, хотя основной объем грузов поступил в 1 полугодии 2002 года.
Проверить целевое использование данных товаров не представилось возможным из-за отсутствия представительств участников процесса распределения гуманитарной помощи на территории г. Санкт-Петербурге. Предоставление льгот по уплате таможенных платежей пользователям гуманитарной помощи в проверяемом периоде осуществлялось таможенными органами в основном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи ( содействии ) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи ( содействия ) Российской Федерации" определено понятие гуманитарной помощи , указаны задачи федеральных структур при поступлении международной гуманитарной помощи , установлен режим предоставления льгот по налоговым и таможенным платежам. Статьей 1 вышеуказанного Федерального закона понятие " гуманитарная помощь " определено, как вид безвозмездной помощи ( содействия ), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года №1335 утвержден Порядок оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации.
Согласно разделу 2 указанного порядка налоговые и таможенные льготы, предусмотренные статьей 2 Федерального закона "О безвозмездной помощи ( содействии ) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи ( содействия ) Российской Федерации", предоставляются получателям гуманитарной помощи ( содействия ) только при наличии удостоверения.
Удостоверение получателям выдается на основании решения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации о подтверждении принадлежности к гуманитарной помощи средств и товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. Перечень документов, подтверждающих гуманитарный характер оказываемой помощи , определяется Комиссией, прилагается к удостоверению и заверяется штампом " Гуманитарная помощь ( содействие )".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 691 внесены изменения в Порядок оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации, где отмечено, что не могут относиться к гуманитарной помощи ( содействию ) бывшие в употреблении одежда, обувь и постельные принадлежности, за исключением одежды, обуви и постельных принадлежностей, направляемых в адрес государственных и муниципальных организаций и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, уголовно-исполнительной системы, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней. Как установлено проверкой, не все получатели гуманитарной помощи соответствовали требованиям, установленным Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335.
Так, Санкт-Петербургской гимназией "Грейс" ввезен на таможенную территорию Российской Федерации автобус "Мерседес" стоимостью 40,0 тыс. долларов США по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 002306 с предоставлением таможенных льгот. Автобус используется для перевозки учащихся и для обеспечения административно-хозяйственной деятельности этой гимназии.
Проверкой установлено, что учащимися этой гимназии являются дети, родители которых, согласно представленным классным журналам, занимают руководящие должности в различных сферах деятельности (бизнесе, государственных и муниципальных учреждениях). Таким образом, отнести этих детей к малообеспеченным, социально незащищенным группам населения не представляется возможным.
Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет при оформлении этой спонсорской помощи в виде гуманитарной помощи составила 0,5 млн. рублей.
Проверкой установлено, что по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 002379 Балтийской таможней 2 ноября 2002 года были оформлены строительные материалы (бордюрные камни и плиты для мощения из камня декоративные, керамические изделия декоративные, уличные фонари, черепица из искусственного камня, галька для укладки дорог, трубы и др.) на общую сумму 223,6 тыс. долларов США, поступившие в
адрес Комитета по внешним связям администрации г. Санкт-Петербурга в качестве дара от Китайской Народной Республики. Строительные материалы предназначались для создания "Сада дружбы" к 300-летию Санкт-Петербурга. Сумма предоставленных льгот по таможенным платежам при выпуске данных товаров составила 2,7 млн. рублей. В Санкт-Петербургской таможне имело место оформление в качестве гуманитарной помощи крупномерных саженцев декоративных яблонь в количестве 300 штук, на сумму 88,6 тыс. долларов США, признанных гуманитарной помощью удостоверением Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серия ГП № 004870. Эти саженцы являются подарком города Хельсинки (Финляндия) городу Санкт-Петербургу в честь его 300-летнего юбилея.
Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила 0,7 млн. рублей. В качестве гуманитарной помощи, согласно удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 004918, оформлены рукописи, ноты и личные вещи композитора А.К. Глазунова, поступившие в адрес "Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства" от Благотворительного фонда им. Глазунова (Германия).
Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила более 1,6 млн. рублей. Также в качестве гуманитарной помощи по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 004629 оформлено осветительное оборудование стоимостью 61,8 тыс. долларовСША, поступившее в адрес Государственного Эрмитажа из Германии.
Сумма полученных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила 0,6 млн. рублей. Федеральное законодательство Российской Федерации по вопросам признания товаров гуманитарной помощью, в отношении которой предоставляются льготы по уплате налоговых и таможенных платежей в федеральный бюджет, однозначно определяет социальную направленность товаров.
Приведенные факты свидетельствуют о расширении Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации круга лиц, имеющих право на пользование льготами по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет, что является нарушением Федерального закона № 95-ФЗ.
Согласно пункту 8 раздела 2 "Порядка оказания гуманитарной помощи Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335, льготы по уплате таможенных платежей могут предоставляться только при наличии удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации, подтверждающего статус товара в качестве гуманитарной помощи.
В нарушение указанного порядка в проверяемом периоде имел место выпуск гуманитарной помощи без удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет.
Так, в январе 2003 года Сортавальская таможня, руководствуясь телетайпограммой ГТК России от 10 января 2003 года № ТФ-84-10/01, произвела выпуск товара (бойлеры для подогрева воды, обогреватели, подгузники, простыни), следующего для устранения последствий резкого понижения температуры воздуха в ряде населенных пунктов Республики Карелия.
Таможенное оформление разрешено было произвести при наличии обязательства получателя гуманитарной помощи (администрации г. Сортавала) представить впоследствии решение Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации о присвоении этим товарам статуса гуманитарной помощи. Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила 88,7 тыс. рублей.
В данном случае таможенные органы руководствовались требованиями сложившейся обстановки в результате резкого похолодания в регионе. Однако в нормативных документах законодательства Российской Федерации отсутствует механизм предоставления льгот по уплате таможенных платежей в экстренных случаях, и регламентирующий порядок признания товаров гуманитарной помощью, что не предусматривает отклонения от установленного порядка предоставления льгот по уплате платежей в федеральный бюджет.
Соответственно необходимо внести уточнение в применяемые нормативные акты с тем, чтобы узаконить оперативные действия официальных органов по признанию товаров гуманитарной помощью.
В проверяемом периоде имел место факт оформления товаров в таможенном отношении с применением льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет также без представления удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации Балтийской таможней с разрешения ГТК России, что является нарушением Порядка оказания гуманитарной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года №1335.
Товары (масло растительное соевое) стоимостью 234,0 тыс. долларов США, поступившие по линии Всемирной Продовольственной Программы ООН для МЧС России, оформлены Балтийской таможней 21 декабря 2002 года в свободное обращение без взимания таможенных платежей на основании указания ГТК России телетайпограммой от 26 декабря 2002 года № ТФ-1638. По состоянию на конец февраля 2003 года разрешение Комиссии не было предоставлено.
Сумма незаконно предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 2,2 млн. рублей.
В нарушение Порядка оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации на таможенную территорию Российской Федерации в адрес различных получателей в федеральном округе ввезены товары на сумму 2,5 млн. долларов США, признанные гуманитарной помощью , по удостоверениям Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации, в которых пользователи льгот имеют обобщенный характер.
В удостоверениях установлены только критерии стоимости поставки гуманитарной помощи на одно юридическое лицо в течение одного квартала или месяца (от 500 до 10 тыс. евро).
По удостоверениям серии ГП №№ 004853 и 004808 получателями гуманитарной помощи определены "государственные и муниципальные учреждения и организации социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, уголовно-исполнительной системы, финансируемые из бюджетов всех уровней", по удостоверениям серии ГП №№ 004854 и 004809 "администрации муниципальных образований, в том числе органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования культуры", по удостоверению серии ГП № 004810 "государственные органы исполнительной власти, в том числе органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, уголовно-исполнительной системы", по удостоверению серии ГП №004811 "российские юридические лица". В приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335 установлены требования по форме удостоверения. Форма удостоверения предполагает указание конкретного получателя помощи с указанием адреса и идентификационный номер организации.
Иного порядка выдачи удостоверений в "упрощенном" виде нормативно-правовыми актами Российской Федерации не выявлено.
Проверкой установлено, что таможенное оформление товаров производилось таможенными органами по схеме "упрощенного" порядка признания товаров гуманитарной помощью на основании распоряжений заместителя Председателя ГТК России А.А. Каульбарса от 11 мая 2001 года №№ 483-р, 484-р и от 20 марта 2002 года №№197-р, 198-р, 199-р, 200-р, изданных во исполнение решений Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской
Федерации, установивших необходимость выдачи удостоверений без указания конкретных получателей гуманитарной помощи. Эти распоряжения предписывали таможенным органам производить таможенное оформление товаров в качестве гуманитарной помощи без уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет по удостоверениям Комиссии, оригиналы которых хранятся в ГТК России.
Общая сумма льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет при производстве таможенного оформления в рамках вышеуказанных распоряжений ГТК России в целом по региону составила 111,7 млн. рублей, или 71 % от всей суммы льготы, предоставленной в отношении гуманитарной помощи, распределенной по региону. Вышеуказанными распоряжениями ГТК России при производстве таможенного оформления данных партий товаров предусмотрены требования предоставления документов о фактах безвозмездной передачи товаров и планов распределения помощи, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
На основании этих документов таможенным органам предписано идентифицировать товары как гуманитарную помощь и принимать решение об их выпуске в свободное обращение с применением освобождения от уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет. Таким образом, решения о принадлежности товаров к гуманитарной помощи фактически принимали таможенные органы, осуществляющие выпуск товара, выдавая разрешение на оформление грузовых таможенных деклараций.
Указанная практика признания товаров гуманитарной помощью с применением удостоверений Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации способствует использованию недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности программы поддержки государством проектов оказания гуманитарной помощи Российской Федерации в качестве канала ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товарных партий без уплаты таможенных платежей.
Надо сказать, что выдача подобных удостоверений не дает возможности осуществлять контроль за целевым расходованием этих товаров. В результате проведенных выборочных встречных проверок установлено, что часть товаров, оформленных по "упрощенной" системе признания статуса гуманитарной помощи, не доходила до получателей заявленных в документах.
Так, товар (бывшая в употреблении одежда), ввезенный по ГТД №03914/251001/0005807 весом 17,9 тонны и по ГТД №10210120/290102/0000707 весом 14,2 тонны в адрес получателя Санкт-Петербургского учреждения здравоохранения "Кожно-венерологический диспансер № 9", не поступил. Товары признаны гуманитарной помощью на основании удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 004853, выданного без указания конкретных получателей.
Потери федерального бюджета из-за нецелевого использования данного товара на момент проверки составили 0,7 млн. рублей. Также не доставлена получателю - Государственному учреждению здравоохранения "Межрайонный наркологический диспансер № 1" - партия бывшей в употреблении одежды весом 18,1 тонны. Сумма потерь федерального бюджета из-за нецелевого использования данного товара составила 0,4 млн. рублей.
В августе 2002 года имело место исчезновение груза гуманитарной помощи (бывшей в употреблении одежды - 17,7 тонны), оформленного в адрес Городской психиатрической больницы № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова. Сумма потерь федерального бюджета в части таможенных платежей при использовании товаров не по назначению составила 0,5 млн. рублей.
В настоящее время организаторами ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации с целью использования вышеуказанных удостоверений для ухода от контроля Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации и уклонения от уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет, производится разделение груза, стоимость которого превышает 10тыс. евро, на более мелкие партии.
Так, груз в количестве около 40 тонн на сумму более 52,0 тыс. долларов США, прибывший на одной автомашине, оформлен Санкт-Петербургской таможней по шести таможенным декларациям различным адресатам. Общая сумма полученных льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет по данной поставке составила около 1,0 млн. рублей.
Аналогично оформлены 19 августа 2002 года товары общей стоимостью более 40тыс. долларов США с предоставлением суммы льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет в сумме 1,1 млн. рублей, 30 сентября 2002 года - на сумму около 40 тыс. долларов США. Сумма льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет составила 2,3 млн. рублей.
В этих операциях решение об оформлении товара с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей с применением вышеуказанных удостоверений принимала Санкт-Петербургская таможня. При использовании права признания товаров гуманитарной помощью с применением безликих удостоверений созданы предпосылки к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации товаров в количествах, явно превышающих потребности учреждений.
Идентификация грузов в качестве гуманитарной помощи происходила по формальным признакам принадлежности получателей гуманитарной помощи, без должной оценки товарных позиций со стороны таможенных органов.
Так, Санкт-Петербургской таможней выпущены в адрес дошкольного учреждения № 3 (детский сад) более 600 штук курток и шорт мужских стоимостью 8,8 тыс. долларов США; дошкольного учреждения № 127 - 3685 штук курток женских и рубашек мужских; дошкольного учреждения № 120 - более 21 тонны бывшей в употреблении одежды и обуви, а также 1136 штук брюк женских хлопчатобумажных, 2250 штук свитеров женских; дошкольного учреждения № 137 - 17 тонн
бывшей в употреблении одежды и обуви, 1597 штук трусов мужских трикотажных, 17945 штук детских хлопчатобумажных футболок весом 2812 кг, 15940 штук футболок и маек мужских. Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 2,4 млн. рублей.
Одновременно установлено, что согласно предоставленным документам об использовании гуманитарной помощи в детских садах №№ 3, 120, 127, 137 г. Санкт-Петербурга поступающая помощь в основном распределялась среди работников учреждений, родственников работников и их знакомых.
Практика применения упрощенного порядка признания товаров гуманитарной помощью способствовала злоупотреблениям со стороны должностных лиц Санкт-Петербургской таможни и неправомерному предоставлению льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет.
Санкт-Петербургской таможней оформлена в таможенном отношении с применением удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 004853 гуманитарная помощь (бывшая в употреблении одежда) весом 17,1 тонн в адрес 21 отряда пожарной охраны УГПС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Указанное учреждение не принадлежит к государственным учреждениям социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры или уголовно-исполнительной системы. Ущерб федеральному бюджету в результате незаконно предоставленных Санкт-Петербургской таможней льгот по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет по данной поставке составил 0,4 млн. рублей.
В нарушение пункта 2 распоряжения ГТК России от 11 мая 2001 года № 483-р, установившего срок действия данного документа до 20 марта 2002 года, в качестве гуманитарной помощи оформлены товары 21 марта 2002 года Сортавальской таможней, 30марта 2002 года Калининградской таможней с использованием удостоверения ГП №004853. Сумма незаконно предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 0,3 млн. рублей.
В проверяемом периоде имели место передача части товаров (бывших в употреблении одежды и обуви) учреждениями образовательного характера третьим лицам, в том числе не относящимся к льготируемой категории получателей гуманитарной помощи согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26сентября 2001 года № 691.
В проверяемом периоде получателем груза международной гуманитарной помощи (бывшие в употреблении одежда и обувь, общим весом 17 тонн на сумму 0,5 млн. рублей) являлась школа-интернат №47 г.Петрозаводска (оформлено на основании удостоверения серии ГП № 004853 Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации и распоряжения ГТК России от 11 мая 2001 года №483-р).
Школа-интернат получила только 10 % этого гуманитарного груза, а 90% товаров было получено Петрозаводской городской организацией Российского общества Красного Креста. Полученная Петрозаводской городской организацией Российского общества Красного Креста гуманитарная помощь согласно предъявленным документам была передана Управлению по ГО и ЧС по Республике Карелия, Союзу пенсионеров "Северные колокола", санаторию "Марциальные воды", республиканской инфекционной больнице, Фонду водников "Милосердие", часть гуманитарной помощи распределена организацией физическим лицам. Сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила около 0,8 млн. рублей.
Проведенной встречной проверкой Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника № 4" установлено, что поступивший в 2002 году в ее адрес гуманитарный груз в виде бывшей в употреблении одежды и обуви по трем грузовым таможенным декларациям общим весом 9,9 тонны, не использован по целевому назначению. Таможенное оформление и распределение вышеуказанного товара производила Общественная организация "Карельская региональная ассоциация многодетных семей" (далее - ОО "КРАМС").
Оказывая на договорной основе услуги по получению, таможенному оформлению, доставке, хранению вещевой и иной (целевой) безвозмездной помощи для государственных и муниципальных организаций и учреждений, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации №1335, ОО "КРАМС" имеет возможность участвовать в распределении товара, поступающего конечному получателю, используя часть помощи в собственных коммерческих интересах.
Сумма предоставленных льгот по таможенным платежам на основании копии удостоверения серии ГП № 004853 от 20 марта 2001 года составила 0,5 млн. рублей.
Гуманитарная помощь, оформленная Санкт-Петербургской таможней с предоставлением льгот по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серии ГП № 002280 в адрес Центральной медико-санитарной части 122 (далее - ЦМСЧ 122) в количестве 19,7 тонн (одежды, бывшей в употреблении, стоимостью 7,9 тыс. долларов США) передана муниципальному образованию "Рыбацкое".
Следует отметить, что сама ЦМСЧ 122 еще до ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации отказалась от получения помощи письмом в адрес Санкт-Петербургской таможни от 15 ноября 2002 года № 1070.
Передача произошла с разрешения заместителя председателя Комитета по труду и социальной защите населения администрации Санкт-Петербурга А.Н. Ржаненкова, однако право принятия решения о передаче товара, относящегося к гуманитарной помощи, принадлежит только Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации. Потери федерального бюджета в результате незаконно использованной льготы по уплате таможенных платежей составили 0,5 млн. рублей.
Муниципальное образование "Рыбацкое" в проверяемом периоде получило 126 тонн товаров в виде гуманитарной помощи стоимостью 1,4 млн. рублей. Сумма предоставленных этому образованию льгот по уплате таможенных платежей составила 3,3 млн. рублей. В отчетах, предоставленных муниципальным образованием, отражено получение гуманитарной помощи лицами, фактически не получавшими помощь, имеется отметка о получении помощи лицом, умершим в 1998 году.
Аналогичным образом в г. Санкт-Петербурге получателем произведена передача товаров, оформленных в качестве гуманитарной помощи , без разрешения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации. Товары (бывшие в употреблении одежда и обувь) в количестве 18 тонн признаны гуманитарной помощью по удостоверению Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации серия ГП №002191.
По окончании таможенного оформления товар передан Пушкинским противотуберкулезным диспансером г. Санкт-Петербурга, являющимся получателем груза, Межрегиональному обществу "Демократический союз инвалидов". Передача произошла с разрешения заместителя председателя Комитета по труду и социальной защите населения администрации Санкт-Петербурга А.Н. Ржаненкова. Сумма потерь федерального бюджета в виде незаконно использованной льготы по этой поставке составила 0,5 млн. рублей.
Первоочередная роль в системе контроля за целевым использованием гуманитарной помощи отводится органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что является требованием раздела 5 Порядка оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335.
В 1992 году в г. Санкт-Петербурге решением администрации города с целью развития и обеспечения гуманитарных связей и благотворительных акций создано Санкт-Петербургское государственное учреждение "Центр международных гуманитарных связей" (далее - Центр). Согласно уставу Центра, контроль за целевым использованием международной гуманитарной помощи, поступающей в адрес государственных общественных и иных организаций и учреждений в г. Санкт-Петербурге, должен был осуществлять Центр.
В то же время контроль за целевым использованием гуманитарной помощи Центром осуществлялся не на должном уровне. Так, в 2002 году Центром проведены всего 4 выездные проверки по вопросу целевого использования гуманитарной помощи. В результате проводимых проверок фактов нарушения целевого использования гуманитарной помощи Центром установлено не было. Отчеты получателей о распределении гуманитарной помощи в Центр представляются несвоевременно.
В 2002 году не представлены отчеты о целевом использовании гуманитарной помощи 28 организациями, получившими гуманитарную помощь на сумму 190,0 тыс. долларов США. Таким образом, документально не подтвержденная сумма льгот по таможенным платежам в федеральный бюджет, составила 13,0 млн. рублей.
Однако Центр продолжал согласовывать планы распределения гуманитарной помощи, поступающей в адрес учреждений, игнорирующих требования о предоставлении отчетов о целевом использовании поступившей ранее в их адрес помощи.
Следует отметить, что для таможенных органов согласованные планы распределения помощи являются одним из ключевых условий к признанию товаров гуманитарной помощью в порядке исполнения распоряжений ГТК России от 11 мая 2001 года №№ 483-р, 484-р и от 20 марта 2002 года №№ 197-р, 198-р, 199-р, 200-р. В представленных в ходе проверки документах отсутствует информация о проводимых сверках между Центром и правоохранительными органами по фактам нарушений порядка использования гуманитарной помощи.
Следует отметить, что в системе учета получателями гуманитарной помощи отсутствует единая форма отчета об ее целевом использовании, не установлены сроки представления отчета. Требованиями действующего законодательства Российской Федерации по применению льгот по уплате налоговых и таможенных платежей не установлены форма и причина отказа Комиссией в согласовании с заявителем на получение гуманитарной помощи плана распределения, а также признания груза гуманитарной помощью.
Согласно Порядку оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации и приказу ГТК России от 25 мая 2000 года № 429 на таможенные органы Российской Федерации наряду с органами исполнительной власти субъектов федерации возложен контроль за целевым использованием гуманитарной помощи .
Контроль за целевым использованием товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, приказом Северо-Западного таможенного управления ГТК России от 30 июля 2002 года №407 "О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи" возложен на таможенную инспекцию Управления.
Этим приказом утверждена технологическая схема таможенного оформления и таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи ( содействия ). В иных субъектах Российской Федерации контроль за целевым использованием гуманитарной помощи по линии таможенных органов осуществляли таможни.
Однако в технологической схеме не предусмотрено, что взаимодействие таможенных подразделений и иных правоохранительных органов с целью осуществления эффективного контроля за процессом распределения гуманитарной помощи должно осуществляться оперативно. Отсутствует обратная связь Инспекции с таможнями в плане получения сведений о лицах, не предоставляющих отчетность о распределении гуманитарной помощи. Это способствует принятию решений о выпуске товаров с применением льгот по уплате таможенных платежей в адрес учреждений, не предоставивших отчетов о ранее ввезенной в их адрес помощи, или имеющих задолженность по уплате таможенных платежей в результате выявленных нарушений целевого использования гуманитарной помощи.
Всего в проверяемом периоде всеми подразделениями таможенных органов региона выявлено 98 фактов нарушения таможенного законодательства при оформлении и использовании товаров, заявленных в виде гуманитарной помощи. Из них 62 факта связаны с нецелевым использованием товаров, 36 дел о нарушениях таможенных правил связаны с недоставкой товаров в таможенные органы и использованием товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов.
Возбуждено 8 уголовных дел по признакам преступлений по части 1 статьи 194 УК РФ, квалифицируемых как уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Общая сумма доначислений по итогам этих мероприятий в целом по региону составила 2,5 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2003 года задолженность организаций по уплате таможенных платежей и пеней, возникшая по фактам нецелевого использования товаров, ранее оформленных в качестве гуманитарной помощи, перед Северо-Западным таможенным управлением составляла 50,1 млн. рублей. В течение 2002 года таможенными органами региона было взыскано 417,7 тыс. рублей, что составляет всего лишь 0,8 % от общей суммы задолженности этого вида.
Одной из причин низкой результативности работы по контролю за целевым использованием товаров, получивших статус гуманитарной помощи, является отсутствие установленных нормативными актами сроков предоставления отчета в таможенные органы, а также отсутствие утвержденной нормативными актами формы отчета использования гуманитарной помощи.
В Санкт-Петербургской таможне получателями гуманитарной помощи не предоставлено отчетов об использовании гуманитарной помощи по 129 поставкам товаров на сумму 1,2 млн. долларов США, что составило 41 % от общей стоимости всей гуманитарной помощи, оформленной в Санкт-Петербургской таможне. Таким образом, сумма льгот по уплате таможенных платежей, не подтвержденных целевым использованием гуманитарной помощи, на дату проверки составила 53,9 млн. рублей.
В период настоящей проверки Балтийской таможней в процессе досмотра партии гуманитарной помощи, следующей в адрес "Центра международной гуманитарных связей" при администрации г. Санкт-Петербурга и муниципального учреждения "Агентство по социально-экономическому развитию муниципального образования "Адмиралтейский округ", обнаружены не заявленные в документах и бывшие в употреблении одежда и обувь, а также канцелярские товары, кондитерские изделия, украшения общим весом 3 тонны.
Одновременно в коробках обнаружены лекарственные средства, часть из которых согласно справке экспертно-криминалистического управления УВД г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 января 2003 года №35595 содержит сильнодействующее вещество эфедрин, относящееся к психотропным веществам. По данному факту возбуждено административное производство.
Изученная в ходе проверки практика бухгалтерского учета поступающей гуманитарной помощи свидетельствует о низком уровне учета товарно-материальных ценностей на местах, а также об отсутствии утвержденных форм отчета ее использования, необходимых для контроля целевого использования правоохранительными органами.
В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации" организации, получающие гуманитарную помощь ( содействие ), обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи .
В ходе проводимых встречных проверок в дошкольных учреждениях №№120 и 137 г. Санкт-Петербурга установлено, что поступившая гуманитарная помощь по ряду поставок не отражена в бухгалтерском учете. Всего дошкольными учреждениями Выборгского района г. Санкт-Петербурга в проверяемом периоде получено гуманитарной помощи по 39 грузовым таможенным декларациям в количестве 458 тонн с предоставлением Санкт-Петербургской таможней таможенных льгот по платежам в размере 15,9 млн. рублей.
По данным бухгалтерского учета районного отдела народного образования указанными дошкольными учреждениями получено товаров по 11 декларациям на сумму 2,4 млн. рублей (данные по количественному учету не представлены). Кроме того, бухгалтерией районного отдела народного образования не велся суммарный учет гуманитарной помощи, поступившей в детские сады района в 2001 году.
Проверка бухгалтерского учета поступившего товара в приют несовершеннолетних детей Муниципального учреждения "Центр социального обслуживания населения" г.Сортавала показала, что на счете 073 "Белье и постельные принадлежности" учтено в суммарном выражении 97 тыс. рублей, без указания ассортимента и количественных характеристик. Общий вес товарно-материальных ценностей составлял на дату приемки 3,2 тонны.
На момент проверки склада учреждения документально подтверждена раздача предметов общим весом 100 кг, в наличии на складе предъявлены товары общим весом 1000 кг. Таким образом, на дату проверки документально не подтверждено использование 2,1 тонны гуманитарной помощи.
Аналогично на дату проведения проверки в бухгалтерском учете не отражены товарно-материальные ценности, поступившие в качестве гуманитарной помощи, в администрации Олонецкого района Республики Карелия, детских домах №№ 1, 2, 3, 4 г.Петрозаводска, Муниципальном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника № 4" г. Петрозаводска.
При получении гуманитарной помощи физическими лицами, ими не уплачивался налог на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 8 статьи 217 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. Однако до настоящего времени Правительством Российской Федерации перечень российских и иностранных благотворительных организаций не утвержден. Выводы
1. В нарушение статьи 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи ( содействии ) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи ( содействия ) Российской Федерации" Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации в
процессе признания товаров в качестве гуманитарной помощи в отдельных случаях не учитывается социальное назначение поступающих товаров. Установленные в ходе проверки факты выдачи удостоверений Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации о признании товаров в качестве гуманитарной помощи в адреса Санкт-Петербургской гимназии "Грейс" и администрации г.Санкт-Петербурга свидетельствуют, что Комиссией нарушается статья 1 Федерального закона № 95-ФЗ.
2. Установленная практика принятия решения о выпуске товаров в качестве гуманитарной помощи на основании распоряжений ГТК России от 11 мая 2001 года №№483-р, 484-р и от 20 марта 2002 года №№ 197-р, 198-р, 199-р, 200-р, с применением "упрощенного" порядка признания товаров гуманитарной помощью, свидетельствует, что фактически решение о признании конкретных грузов гуманитарной помощью по ряду поставок принимают таможенные органы, осуществляющие выпуск товаров. Действующий "упрощенный порядок" предоставления льгот в отношении международной гуманитарной помощи на основании копий удостоверений Комиссии противоречит Порядку оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335. В результате сумма необоснованно предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила 111,7 млн. рублей.
Кроме того, неправомерное использование удостоверений Комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации привело к незаконному предоставлению льготы по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет. В 2002 году Санкт-Петербургской таможней незаконно предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет получателю гуманитарной помощи 21 отряду пожарной охраны УГПС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В данной операции пользователь льгот не относится к государственным учреждениям социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры или уголовно-исполнительной системы. Ущерб федеральному бюджету от неправомерных действий должностных лиц Санкт-Петербургской таможни составил 0,4 млн. рублей.
3. Порядок оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации не обеспечивает защиту интересов федерального бюджета в случаях необоснованных обращений в Комиссию по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации с требованиями о признании товаров в качестве гуманитарной помощи и получении права использования льгот по уплате обязательных платежей в федеральный бюджет при выдаче удостоверений Комиссии.
Данный нормативный акт не содержит механизмов реализации права об отказе (при фактическом отказе Комиссии), что не может обеспечить юридическую защиту интересов федерального бюджета в судебных инстанциях.
4. Действующий Порядок оказания международной гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации не предусматривает механизм действия государственных органов по признанию гуманитарной помощью товаров, поступающих в экстренных случаях, и предоставления льгот по уплате платежей в федеральный бюджет без удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.
5. В нарушение пункта 8 раздела 2 Порядка оказания гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации, определяющего при предоставлении таможенных льгот обязательность наличия удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации, Балтийской таможней на основании указания ГТК России от 26 декабря 2002 года №ТФ-1638 незаконно предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в федеральный бюджет в сумме 2,2 млн. рублей.
6. Основным получателем гуманитарной помощи, оформленной таможенными органами Северо-Западного таможенного управления ГТК России в 2002 году, являлось для населения Северо-Кавказского региона Российской Федерации МЧС России. Общая стоимость ввезенной гуманитарной помощи на дату проверки составила 12,0 млн. долларов США. В то же время получателем не предоставлены в таможенные органы документы, подтверждающие целевое использование данных товаров.
Сумма предоставленных льгот по поставкам в адрес МЧС России, не подтвержденных ее целевым использованием, составляет 81 млн. рублей.
7. Система контроля за целевым использованием гуманитарной помощи в г. Санкт-Петербурге и Республике Карелия свидетельствует о недостаточном уровне взаимодействия между представителями субъектов Российской Федерации и правоохранительными органами с целью пресечения действий, направленных на уклонение от уплаты платежей в федеральный бюджет с использованием системы оказания гуманитарной помощи Российской Федерации, а также не обеспечивает целевое использование товаров, получивших статус гуманитарной помощи, правильность их учета
в бухгалтерских документах. Так, не доставлена в Межрайонный наркологический диспансер № 1 оформленная как гуманитарная помощь Санкт-Петербургской таможней бывшая в употреблении одежда общим весом 18 тонн. Кроме неуплаты таможенных платежей, недобросовестные участники благотворительных акций получают незаконные дополнительные доходы за счет реализации этих товаров.
8. Действующая система контроля не обеспечивает достоверного отражения полученных товаров в учетных документах организаций-получателей гуманитарной помощи. Практика контроля за распределением гуманитарной помощи свидетельствует об отсутствии обязательных форм отчетов получателей о целевом использовании помощи. Одновременно с этим не установлены сроки представления отчетности.
Отсутствие нормативно закрепленных требований в отношении отчетов об использовании гуманитарной помощи способствует неправомерному использованию помощи и не может обеспечить защиту интересов федерального бюджета в судебных инстанциях. 9. В г. Санкт-Петербурге и Республике Карелия установлены факты незаконной передачи товаров, получивших статус гуманитарной помощи, пользователями льгот третьим лицам.
В ряде случаев процесс передачи происходил с разрешения администрации г. Санкт-Петербурга, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335. Сумма незаконно использованной льготы составила 2,7 млн. рублей. 10.
Правительством Российской Федерации не утвержден перечень российских и иностранных благотворительных организаций, помощь которых физическим лицам освобождается от взимания налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 8 статьи 217 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Предложения
1. Направить письмо в Правительство Российской Федерации о принятии действенных мер по обеспечению законности предоставления ввозимым товарам статуса гуманитарной помощи в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № ФЗ-95 с учетом их социального предназначения. 2. Направить представления Счетной палаты Российской Федерации: 2.1. В Комиссию по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации:
- об устранении выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков;
- по внесению в Правительство Российской Федерации предложений об утверждении перечня российских и иностранных общественных организаций (фондов, объединений), оказывающих гуманитарную помощь, а также благотворительную помощь (в денежной и натуральной формах), которая не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствие с пункт 8 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации;
- по внесению в Правительство Российской Федерации предложения о дополнении "Порядка оказания международной гуманитарной помощи ( содействия ) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года № 1335, механизмом ввоза гуманитарной помощи в экстренных случаях, например резкого похолодания, обострений эпидемиологической ситуации и других случаях. 2.2. В Государственный таможенный комитет Российской Федерации:
- об устранении выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков при производстве таможенного оформления гуманитарной помощи; - о проведении необходимых проверок и доначислений дополнительных таможенных платежей в федеральный бюджет.
3. Направить письмо Генеральному прокурору Российской Федерации по фактам незаконной передачи товаров пользователями льгот третьим лицам с разрешения заместителя председателя Комитета по труду и социальной защите населения администрации г. Санкт-Петербурга, что повлекло незаконное пользование товарами, ввезенными с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей в сумме 1 млн. рублей; необоснованное предоставление льготы Балтийской таможней на сумму 2,2 млн. рублей при оформлении товаров
без удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации; а также незаконное предоставление льготы по уплате таможенных платежей 21 отряду пожарной охраны УГПС ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в сумме 0,4 млн. рублей. 4. Направить копии отчета в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской в Северо-Западном федеральном округе. Аудитор Счетной Палаты Российской Федерации В.Г.ПАНСКОВ