Распоряжение Правительство РФ № 771-р от 2010-05-17 00:00:00

О подписании Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов таможенного союза

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный ФТС России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Белорусской и Казахстанской Сторонами проект Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов таможенного союза (прилагается).
Разрешить ФТС России в ходе переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Считать целесообразным подписать указанное Соглашение на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств.

Председатель Правительства Российской Федерации
В.Путин

Проект
Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов таможенного союза

Правительство Республики Белоруссия, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, далее именуемые Сторонами, основываясь на Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г.,согласились о нижеследующем:

Часть I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия Соглашения
Таможенные органы государств - членов таможенного союза (далее -таможенные органы) в соответствии с положениями настоящего Соглашения:
обмениваются информацией, способствующей обеспечению соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства каждого из государств - членов таможенного союза;
проводят отдельные формы таможенного контроля по поручению таможенного органа другого государства - члена таможенного союза;
взаимно признают решения, принятые таможенными органами.

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Соглашении
В настоящем Соглашении используются термины, которые имеют следующее значение:
1) центральные таможенные органы:
для Республики Белоруссия - Государственный таможенный комитет Республики Белоруссия;
для Республики Казахстан - Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан;
для Российской Федерации - Федеральная таможенная служба;
2) территориальные таможенные органы:
для Республики Белоруссия - таможни;
для Республики Казахстан - территориальные подразделения Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан по областям (городам республиканского значения, столице), таможни;
для Российской Федерации - региональные таможенные управления и таможни;
3) запрашивающий таможенный орган - таможенный орган, направляющий запрос в соответствии с настоящим Соглашением;
4) запрашиваемый таможенный орган - таможенный орган, получивший запрос в соответствии с настоящим Соглашением;
5) поручающий таможенный орган - таможенный орган, направляющий поручение в соответствии с настоящим Соглашением;
6) исполняющий таможенный орган - таможенный орган, получивший поручение в соответствии с настоящим Соглашением.

Часть II. Обмен информацией между таможенными органами

Статья 3. Организация обмена информацией
1. Таможенные органы предоставляют друг другу по собственной инициативе или по запросу информацию с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства каждого из государств - членов таможенного союза, а также для предупреждения нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства каждого из государств -членов таможенного союза, в том числе документы или их заверенные копии.
2. Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в письменной и (или) электронной формах посредством:
направления запросов и предоставления информации; направления информации по собственной инициативе; обмена нормативными и иными правовыми актами.
3. Центральные таможенные органы совместно определяют состав сведений для информационного обмена, осуществляют разработку и согласование технических условий информационного взаимодействия и технологий обработки и передачи данных, требований по защите информации.
4. Центральные таможенные органы в течение шести месяцев с даты подписания настоящего Соглашения согласуют технические условия по организации обмена информацией в электронной форме, предусмотренные статьей 4 настоящего Соглашения, в том числе:
порядок организации обмена информацией; способы предоставления информации; требования по защите информации; структуру, состав и формат информации.
Обмен информацией в электронной форме осуществляется между таможенными органами после обеспечения их технической готовности, о чем центральные таможенные органы письменно уведомляют друг друга.
5. Центральные таможенные органы вправе осуществлять взаимный обмен информацией:
по применяемым мерам по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля;
по предварительным решениям по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ЕТН ВЭД);
по заключениям таможенных экспертов;
при контроле фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;
при контроле за перевозками товаров по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в порядке, определяемом центральными таможенными органами;
иной информацией, определяемой центральными таможенными органами.

Статья 4. Обмен информацией в электронной форме
Центральные таможенные органы осуществляют регулярный обмен в электронной форме следующей информацией:
сведения из баз данных таможенных деклараций по согласованным позициям, определенным в технических условиях по организации обмена информацией в электронной форме в соответствии с пунктом 4 статьи 3 настоящего Соглашения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;
сведения из баз данных предварительных решений по классификации товаров по ЕТН ВЭД по согласованным позициям, определенным в технических условиях по организации обмена информацией в электронной форме в соответствии с пунктом 4 статьи 3 настоящего Соглашения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне.

Статья 5. Основания для направления запросов
1. Основаниями для направления запроса о предоставлении документов и сведений (далее - запрос) являются:
1) выявление в результате обмена информацией несоответствий сведений о товарах, транспортных средствах международной перевозки и (или) лицах, обладающих полномочиями в отношении товаров;
2) наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого направляет запрос;
3) проведение таможенным органом таможенного контроля.
2. Запрос может быть направлен при наличии других оснований, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 6 Порядок направления запросов
1. Обмен запросами и ответами на них осуществляется как между центральными таможенными органами, так и непосредственно между территориальными таможенными органами.
В случае если невозможно определить, в какой таможенный орган нужно направить запрос, направление запросов осуществляется через центральные таможенные органы.
2. Запрос оформляется письмом, подписанным руководителем запрашивающего таможенного органа или его заместителем.
Допускается направление запросов и ответов на запросы посредством электронной почты или факсимильной связи с последующей их отправкой по почте.
3. Запрос должен содержать:
1) наименования запрашивающего таможенного органа и таможенного органа, которому направляется запрос;
2) ссылку на настоящее Соглашение;
3) краткое изложение существа дела;
4) основания направления запроса в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения;
5) указание положений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства соответствующего государства - члена таможенного союза, соблюдение которых должно быть проверено в результате исполнения запроса;
6) перечень запрашиваемых документов и сведений;
7) иную информацию, которая, по мнению запрашивающего таможенного органа, требуется для исполнения запроса.
4. К запросу могут прилагаться копии документов, на которые имеются ссылки в тексте запроса (за исключением копий нормативных правовых актов), а также заверенные копии таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документов, имеющих отношение к существу запроса.
5. Оригиналы документов могут запрашиваться в случаях, когда предоставления заверенных копий недостаточно, и должны быть возвращены в кратчайшие сроки.

Статья 7. Порядок исполнения запросов
1. Запрос исполняется в срок не более одного месяца со дня его получения. При необходимости сокращения этого срока в тексте запроса делается соответствующая оговорка с указанием причины и желаемого срока исполнения запроса.
В случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, срок исполнения запроса увеличивается на время, необходимое для получения дополнительной информации.
В случае невозможности исполнения запроса частично или полностью в указанный срок запрашиваемый таможенный орган информирует о предполагаемых сроках исполнения запрашивающий таможенный орган.
2. Если таможенный орган не располагает запрашиваемой информацией, то принимает меры к получению этой информации, действуя от собственного имени, в соответствии с законодательством своего государства.
3. Запрашиваемый таможенный орган вправе:
1) обратиться к запрашивающему таможенному органу с просьбой о предоставлении дополнительной информации, если это необходимо для исполнения запроса;
2) отказать запрашивающему таможенному органу в исполнении запроса, письменно уведомив о таком отказе и его причинах, в случаях, указанных в статье 8 настоящего Соглашения.
4. Запрашиваемый таможенный орган направляет ответ на запрос, а также соответствующие материалы запрашивающему таможенному органу на имя должностного лица, подписавшего письмо, содержащее запрос.
5. В ответе на запрос запрашиваемый таможенный орган представляет:
документы (либо их заверенные копии) и сведения, запрошенные запрашивающим таможенным органом;
информацию о проведенных формах таможенного контроля и их результатах, если запрашиваемый таможенный орган проводил таможенный контроль по собственной инициативе;
иные документы (либо их заверенные копии) и сведения, которые могут способствовать принятию запрашивающим таможенным органом решений и мер, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого направил запрос.
6. Таможенные органы осуществляют обмен сведениями о результатах таможенного контроля, проведенного с использованием информации, полученной на основании настоящей статьи.

Статья 8. Отказ в предоставлении информации по запросу
В предоставлении информации по запросу отказывается, если: 1) запрос не соответствует требованиям, указанным в статье 6 настоящего Соглашения;
2) запрашивающий таможенный орган не предоставил необходимую информацию в течение двух месяцев со дня направления в его адрес запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимой для исполнения запроса;
3) выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, национальной безопасности, противоречит законодательству государства -члена таможенного союза или международным договорам государства -члена таможенного союза, в таможенный орган которого направлен запрос;
4) запрос объективно не может быть исполнен по причинам, не зависящим от запрашиваемого таможенного органа;
5) запрашиваемый таможенный орган не считает достаточными для исполнения запроса основания, указанные в запросе в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Соглашения.

Статья 9. Направление информации по собственной инициативе
Таможенный орган одного государства - члена таможенного союза направляет информацию таможенному органу другого государства - члена таможенного союза по собственной инициативе, если:
данная информация может свидетельствовать о нарушениях законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого направляется информация;
имеются иные основания полагать, что данная информация представляет интерес для этого таможенного органа.

Статья 10. Обмен нормативными и иными правовыми актами
Центральные таможенные органы осуществляют регулярный обмен копиями нормативных и иных правовых актов государств - членов таможенного союза по вопросам таможенного контроля.

Часть III. Проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств - членов таможенного союза таможенному органу другого государства - члена таможенного союза

Статья 11. Основания для направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля
1. Основаниями для направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля (далее - поручение) являются:
1) необходимость подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем;
2) необходимость проведения внеплановой выездной таможенной проверки по основаниям, предусмотренным статьей 132 Таможенного кодекса таможенного союза, если проверяемое лицо, у которого необходимо провести выездную таможенную проверку, создано и (или) зарегистрировано в соответствии с законодательством другого государства -члена таможенного союза;
3) наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого направляет поручение.
2. Поручение может быть направлено при наличии других оснований, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Статья 12. Форма и порядок направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля
1. Обмен поручениями и ответами на них осуществляется между центральными таможенными органами.
В случаях, определенных совместно центральными таможенными органами, обмен поручениями и ответами на них может осуществляться между территориальными таможенными органами.
2. Поручение оформляется письмом, подписанным руководителем поручающего таможенного органа или его заместителем.
Допускается направление поручений и ответов на поручения посредством электронной почты или факсимильной связи с последующей их отправкой по почте.
3. Поручение должно содержать:
1) наименование поручающего таможенного органа и таможенного органа, которому направляется поручение;
2) ссылку на настоящее Соглашение;
3) краткое изложение существа дела;
4) основания направления поручения в соответствии со статьей 11 настоящего Соглашения;
5) указание формы таможенного контроля, которую необходимо провести;
6) информацию о товаре, документах и сведениях, лице, в отношении которых требуется провести таможенный контроль;
7) материалы, имеющие отношение к существу поручения, в том числе копии документов, на которые имеются ссылки в тексте поручения (за исключением копий нормативных правовых актов), а также заверенные копии таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документов;
8) указание положений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого направляет поручение, соблюдение которых должно быть проверено в результате исполнения поручения;
9) перечень запрашиваемых документов и сведений;
10) иную информацию, которая, по мнению поручающего таможенного органа, требуется для исполнения поручения.
4. При необходимости проведения отдельных форм таможенного контроля при совершении таможенных операций до выпуска товаров поручение оформляется путем передачи сведений, достаточных для формирования профиля риска. Порядок оформления, направления и исполнения таких поручений определяется центральными таможенными органами.

Статья 13. Порядок исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля
1. Поручение исполняется в срок не более двух месяцев со дня его получения. При необходимости сокращения этого срока в тексте поручения делается соответствующая оговорка с указанием причины и желаемого срока его исполнения.
В случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, срок исполнения поручения увеличивается на время, необходимое для получения дополнительной информации.
В случае невозможности исполнения поручения частично или полностью в указанный срок исполняющий таможенный орган информирует о предполагаемых сроках исполнения поручающий таможенный орган.
2. Исполняющий таможенный орган вправе:
1) обратиться к поручающему таможенному органу с просьбой о предоставлении дополнительной информации, если это необходимо для исполнения поручения;
2) дополнительно к форме таможенного контроля, указанной в поручении, использовать иные формы таможенного контроля;
3) отказать поручающему таможенному органу в исполнении поручения, письменно уведомив его об этом, в случаях, указанных в статье 14 настоящего Соглашения.
3. Исполняющий таможенный орган направляет ответ на поручение, а также соответствующие материалы поручающему таможенному органу на имя должностного лица, подписавшего письмо, содержащее поручение.
4. В ответе на поручение исполняющий таможенный орган представляет:
1) информацию о проведенных формах таможенного контроля и их результатах (в том числе о результатах таможенного контроля, проведенного в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи);
2) копии документов, оформленных по результатам таможенного контроля;
3) документы (либо их заверенные копии), материалы, пробы и образцы товаров, запрошенные поручающим таможенным органом;
4) другие документы (либо их заверенные копии) и сведения, которые могут способствовать принятию поручающим таможенным органом решений и мер, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого направил поручение.

Статья 14. Отказ в исполнении поручения
В исполнении поручения отказывается, если:
1) поручение не соответствует требованиям, указанным в статье 12 настоящего Соглашения;
2) поручающий таможенный орган не предоставил необходимую информацию в течение двух месяцев со дня направления в его адрес запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимой для исполнения поручения;
3) выполнение поручения может нанести ущерб суверенитету, национальной безопасности государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого направлено поручение;
4) поручение объективно не может быть исполнено по причинам, не зависящим от исполняющего таможенного органа;
5) исполняющий таможенный орган не считает достаточными для проведения таможенного контроля основания, указанные в поручении в соответствии с пунктом 2 статьи 11 настоящего Соглашения.

Часть IV. Проведение отдельных форм таможенного контроля с применением системы управления рисками

Статья 15. Взаимодействие Сторон по вопросам координации системы управления рисками
Центральные таможенные органы Сторон могут взаимодействовать в целях координации системы управления рисками на территории таможенного союза.

Статья 16. Порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза в рамках системы управления рисками
1. Центральные таможенные органы вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства - члена таможенного союза (далее -информация о рисках).
В случае поступления от одного центрального таможенного органа в другой центральный таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа:
анализируют ее на предмет соответствия законодательству государства - члена таможенного союза;
определяют возможность ее формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;
определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска;
определяют возможность ее практической реализации с учетом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства - члена таможенного союза;
учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля.
2. По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении.
3.В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения.
4. В случае принятия решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза.

Часть V. Взаимное признание решений, принятых таможенными органами

Статья 17. Решения таможенных органов, подлежащие взаимному признанию
Взаимно признаются и имеют равную юридическую силу на таможенной территории таможенного союза решения таможенных органов:
1) принятые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, временно хранящихся;
2) принятые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза при проведении таможенного контроля.

Часть VI. Заключительные положения

Статья 18. Использование информации
1. Информация, полученная в соответствии с настоящим Соглашением, носит конфиденциальный характер и может быть использована только для таможенных целей, в том числе в суде, а также для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. Для других целей она может быть использована только с письменного согласия таможенного органа, который ее предоставил.
2. Информации, полученной таможенными органами в соответствии с настоящим Соглашением, обеспечивается такой же режим конфиденциальности, который предусмотрен законодательством соответствующего государства - члена таможенного союза для информации аналогичного характера и содержания.

Статья 19. Язык
Переписка и обмен информацией в рамках настоящего Соглашения ведется на русском языке.

Статья 20. Внесение изменений
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 21. Споры и разногласия
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров между Сторонами.
Если спор не будет урегулирован сторонами спора в течение шести месяцев с даты поступления официальной письменной просьбы о проведении консультаций и переговоров, направленной одной из сторон спора другой стороне спора, то, при отсутствии иной договоренности между сторонами спора относительно способа его разрешения, любая из сторон спора может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.

Статья 22. Вступление в силу, присоединение и выход
Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.
Совершено в г. " " 20 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая направит каждой Стороне его заверенную копию.

За Правительство Республики Белоруссия

За Правительство Республики Казахстан

За Правительство Российской Федерации