14.12.05

Заключительное заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД в УТУ

В Уральском таможенном управлении состоялось заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономических связей, завершающее его работу в этом году. В нем приняли участие должностные лица Управления, представители администраций субъектов Уральского федерального округа, транспортных перевозчиков, торгово-промышленных палат региона, руководители и специалисты по таможенному оформлению и внешнеэкономическим связям крупнейших промышленно-производственных предприятий региона и другие заинтересованные лица. Заседание открыл первый заместитель начальника Управления К.Ш.Гарипов, который ознакомил присутствующих с повесткой дня нынешнего Консультативного совета. Кроме двух основных заявленных тем: об организации взаимодействия таможенных органов региона с государственными контролирующими органами, порядке предоставления документов и практике совместной работы ; об особенностях таможенного оформления внутреннего и международного таможенного транзита и таможенном регулировании международных автомобильных перевозок , - была заслушана информация о ходе исполнения решений предыдущих заседаний и утвержден план работы Консультативного совета Управления на 2006 год.

Непосредственное обсуждение вопросов, ставших предметом рабочей встречи, началось с выступления начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля Уральского таможенного управления Д.М.Романюка. В докладе было отмечено, что взаимодействие с другими контролирующими органами - такими, как Уполномоченным Минэкономразвития РФ, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральной службой по надзору в сфере связи, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляется в штатном режиме, в основном через разрешительные документы, представляемые участниками ВЭД.

Таким образом, только за 10 месяцев 2005 года таможенными органами УрФО принято свыше 66 тысяч разрешительных документов, выданных государственными контролирующими органами. Кроме того, оформлено большое количество товаров, подлежащих обязательной сертификации: 479 товарных партий по лицензиям Минэкономразвития РФ, 160 по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, 65 по лицензиям Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

Согласно статье 77 Таможенного кодекса РФ, таможенные органы обеспечивают координацию и одновременное проведение действий по проверке товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, в местах прибытия товаров на территорию Российской Федерации. На сегодняшний день определен не только порядок обмена информацией в области внешнеторговой деятельности, но и о совершённых, совершаемых или готовящихся правонарушениях. За отчетный период таможнями УрФО по фактам нарушений таможенного законодательства в области торговых ограничений и запрещенных к ввозу на территорию РФ товаров возбуждено 185 административных дел (в 2004 году 117), по которым наложено штрафных санкций на сумму почти 1 миллион рублей.

Вместе с тем, докладчик отметил и некоторые проблемные моменты, возникающие в процессе совместного проведения контроля за санитарно эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной карантинной безопасностью товаров, перемещаемых физическими и юридическими лицами через российско-казахстанскую границу в зоне деятельности Уральского таможенного управления. Это, к примеру, отсутствие в некоторых пунктах пропуска представителей Роспотребнадзора, несовпадение режима работы иных контролирующих органов с графиком работы пограничной и таможенной служб. Поэтому дальнейшее совершенствование государственного контроля, повышение его эффективности при одновременном сокращении сроков таможенных процедур возможно только при полной скоординированности действий всех контролирующих органов, улучшения информационного обмена, согласования сроков контроля и одновременном проведении необходимых проверочных мероприятий по принципу одной остановки .

Именно с организации таможенного контроля в отношении работы перевозчиков начал свое выступление следующий докладчик начальник отдела контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля УТУ В.В.Паршаков.

Как отметил Владимир Витальевич, в Уральском федеральном округе в силу его географического расположения и исторически сложившихся транспортных магистралей основной товаропоток приходится на железнодорожные перевозки (до 80%). Тем не менее, при ежегодном увеличении внешнеторгового оборота доля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, неизменно растет (ежегодное увеличение объема перевозок в среднем составляет 30%, в течение последних 2 лет). В первую очередь, за счет объема международных перевозок, совершаемых с использованием процедуры МДП (международного таможенного транзита) - более 60% от всех автомобильных перевозок. В текущем году в регионе деятельности таможенных органов Управления было перемещено более 38 тысяч партий товаров с применением книжек МДП.

Как свидетельствует практика, при вывозе продукции уральских предприятий-экспортеров автомобильным транспортом рынок практически поделили между собой белорусские и российские перевозчики: причем, доля белорусских перевозчиков составляет - 34,4%, а российских - 31,1%. Наиболее активно из уральских транспортных компаний работают ОАО Лорри и ООО Континент - транс , ЗАО Автосан .

Однако дальнейшему расширению присутствия российских перевозчиков на рынке мешают в том числе и объективные обстоятельства: недостаток подвижного состава практически отсутствуют специализированные транспортные средства для перевозки автомобилей, крупногабаритных грузов; не хватает и рефрижераторов для транспортировки продуктов питания. Поэтому на сегодняшний день по количеству совершенных перевозок в регионе деятельности Уральского таможенного управления лидирующие позиции занимают казахские перевозчики (32,7%), российские только на втором месте (16,5%), за ними следуют белорусские (15,3%), украинские (7,8%) и перевозчики стран Балтии - Литвы, Латвии и Эстонии (10,5%).

Вместе с тем, и по числу нарушений сроков доставки товаров в таможенные органы назначения УТУ тоже лидируют казахские перевозчики зафиксировано 98 фактов, то есть 43,4% от общего количества; равное количество - по 28 фактов (12,4%) нарушения сроков доставки - у белорусских и российских автоперевозчиков, украинских (24 факта, 10,6%).

Всего в этом году было возбуждено 226 дел об административных правонарушениях подобного рода (в 2004 году 237 дел об АП). А вот с фактами недоставления товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой МДП в таможенный орган назначения уральским таможенникам пришлось столкнуться только один раз за весь год, в отличие от предыдущего, когда было зафиксировано 4 таких случая. Подробно на тех проблемах, с которыми сегодня сталкиваются автомобильные перевозчики, в том числе и при взаимодействии с таможенными органами, остановился в своем выступлении на Консультативном совете руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в УрФО Г.Ф.Шпрейер. В частности, он отметил, что наряду с издержками при проведении таможенного досмотра, которые приходится оплачивать перевозчикам (услуги складов временного хранения товаров, оказываемые ими при проведении таможенного досмотра по решению таможенных органов порой достигают 20-30 тысяч рублей) отдельные трудности у перевозчиков возникают в связи с обязательным предоставлением электронной копии транзитной декларации в приграничных пунктах пропуска.

С тем, что именно перевозчик наиболее остро чувствует на себе сбои в технологиях таможенного контроля, выливающиеся в простои, незапланированные транспортные и сопутствующие затраты, неэффективное использование автотранспорта, представители таможенной службы полностью согласны. Решить эту проблему поможет создание такой системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, при котором досмотр проводится с помощью технических средств, позволяющих осуществить эту процедуру быстро и без вскрытия грузовых отделений автотранспорта. Оснащение современными техническими средствами самым тесным образом увязано с пересмотром подходов к обустройству пограничных пунктов пропуска в целом. При этом, перед таможенниками стоит сложнейшая задача - концу 2006 года обеспечить оформление одной партии товара на пункте пропуска в течение 23 минут. С этой целью был сделан беспрецедентный шаг издан нормативный документ, жестко регламентирующий временные параметры действий должностных лиц таможенного органа.

В качестве мер, способствующих решению поставленной задачи, запланировано проведение целого комплекса мероприятий, реализация некоторых из них началась в Уральском таможенном управлении уже в этом году.

К таким перспективным направлениям работы относятся: изменение схемы организации работы пунктов пропуска на таможенной границе переход на работу по принципу одна остановка и проведение в пунктах пропуска досмотров вместе с пограничными органами; организация и проведение совместного таможенного контроля с казахскими таможенными органами на автомобильных пунктах пропуска Петухово (Курганская область) и Бугристое (Челябинская область); установка и использование инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющих осуществлять таможенный контроль товаров без вскрытия грузовых отделений автотранспорта; развитие практики предварительного информирования, электронного декларирования; дальнейшее расширение практики применения системы управления рисками, использование выборочности таможенного контроля, и, как следствие - снижение процента досматриваемых товаров, а также другие меры, призванные облегчить, стандартизовать и автоматизировать процедуры таможенного администрирования, включая и транзитные операции.

В тоже время, по словам докладчика, для достижения настоящего прорыва в решении этих задач, оперативного реагирования на проблемные вопросы и выработки наиболее эффективных мер, необходимо наладить более тесное взаимодействие со всеми перевозчиками Уральского Федерального округа. В этом плане, при разработке совместной стратегии действий и наиболее полному взаимопониманию таможенников и предпринимательских кругов, могло бы способствовать проведение совместных семинаров, круглых столов и т.д.

Последовавшее затем обсуждение всех проблемных вопросов, затронутых в ходе совещания, а также пути их решения, нашли отражение в решениях Консультативного совета с участниками внешнеэкономических связей при Уральском таможенном управлении и будут приняты к исполнению.

Пресс-служба УТУ 13.12.2005