20.01.06

Выступление заместителя руководителя ФТС России Леонида Лозбенко на 42-ом заседании СРТС СНГ 19 января 2006 года Л. Лозбенко

Выступление заместителя руководителя ФТС России Леонида Лозбенко на 42-ом заседании СРТС СНГ 19 января 2006 года "Внедрение Рамочных стандартов безопасности и содействия мировой торговле на постсоветском пространстве" Внедрение Рамочных стандартов безопасности и содействия мировой торговле на постсоветском пространстве

После одобрения Рамочных стандартов безопасности и содействия мировой торговле перед странами СНГ стал вопрос о внедрении данных принципов в практическую деятельность таможенных служб.

В настоящее время Секретариатом ВТО совместно со стратегической группой высокого уровня разрабатывается План внедрения Рамочных стандартов. Одновременно с этим, Федеральной таможенной службой России была проведена оценка готовности таможенных служб государств-участников СНГ к внедрению РСБ по специально разработанным в ВТО вопросникам. По результатам данного тестирования был осуществлен анализ, позволяющий утверждать, что в таможенных службах союзных государств уже существуют, либо находятся на стадии внедрения следующие элементы Рамочных стандартов безопасности:

- автоматизация информационных таможенных технологий;

- система электронного декларирования;

- использование средств радиационного обнаружения в досмотровом оборудовании;

- сотрудничество и обмен информацией по вопросам безопасности цепей поставок.

Федеральной таможенной службы России ведется работа по указанным направлениям в рамках Концепции развития Таможенной службы и Федеральных целевых программ:

- идет подготовка к внедрению системы интегрированного контроля на основе межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска через государственную границу;

- ведется работа над созданием единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой для осуществления контроля внешнеторговой деятельности;

- ведется работа по созданию в структуре таможенных органов РФ Операционного Центра для обработки информации и принятия решений.

Среди общего числа проблемных вопросов стоит выделить два наиболее значимых момента. Во-первых, для достижения поставленных целей потребуется модернизация таможенных служб, где особое внимание будет уделено обустройству пунктов пропуска на границе (оснащение их современными средствами технического контроля, в том числе развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов, оснащение и дооснащение таможенных органов сканирующими устройствами и т.д.). Во-вторых, для полноценного функционирования Стандартов обеих опор потребуется глобальная компьютеризация деятельности таможенных органов не только внутри системы, но и в процессах взаимодействия с таможенными администрациями зарубежных государств и бизнес-сообществом. Принимая во внимание, что электронные базы данных Евросоюза унифицированы и работают в едином протоколе, следует обратить отдельное внимание на соотносимость электронных баз России и стран СНГ. Отметим, что ФТС России уже имеет успешный опыт совместной работы в едином протоколе проект Калининградский транзит , обмен информации с ОЛАФ.

Для решения перечисленных выше проблем потребуются финансовые затраты, выработка и внедрение перспективных таможенных технологий, организация обучения кадрового состава. Полагаем, что вопрос финансирования реформ таможенного контроля на постсоветском пространстве будет решаться каждой страной в отдельности. Со своей стороны Россия предполагает выделить 108 млрд. рублей для развития Федеральной таможенной службы России.

Касательно методологической помощи российская сторона готова взять на себя обязательства по разработке методических указаний и рекомендаций по внедрению на постсоветском пространстве:

- системы управления рисками;

- системы предварительного информирования;

- системы электронного декларирования;

- технологии интрузивных и неинтрузивных досмотров на границе.

Считаем, что помощь иностранных партнеров по внедрению Рамочных стандартов безопасности на постсоветском пространстве будет также весьма полезной. Такая политика может координироваться Всемирной таможенной организацией. Этим будет достигнуто единообразие в подходах, унификация принимаемых решений и эффективное использование сложившихся интеграционных связей в рамках СНГ и ЕврАзЭС.

По нашему мнению, было бы чрезвычайно полезно, если бы ВТО организовала подготовку экспертов по внедрению Рамочных стандартов безопасности для всех таможенных служб государств - бывших субъектов Советского Союза. Такой подход позволит интегрировать участников проводимой работы, установить рабочие контакты на экспертном уровне, что приведет к повышению эффективности мероприятий по внедрению РСБ.

Со своей стороны, готовы предложить использовать Российскую таможенную академию в качестве базы для проведения такой учебы.

Пресс-служба ФТС РФ 20.01.06