22.12.06

Выступление А. Бельянинова на Конференции по таможенному сотрудничеству Европейского союза и соседних государств

Вызовы приграничного сотрудничества и торговли между Россией и Европейским союзом и пути их решения

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

В первую очередь, хотел бы поблагодарить организаторов этой конференции за большую подготовительную работу. Ее результаты дают мне возможность проинформировать вас о подходах таможенной службы Российской Федерации к вопросам взаимодействия с Европейским союзом и его государствами-членами в сфере таможенного сотрудничества.

Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации только за 10 месяцев текущего года товарооборот между Россией и ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.

Учитывая весьма высокие темпы развития взаимной торговли, объективной представляется необходимость установления четкого взаимодействия таможенных систем Российской Федерации и Европейского союза, позволяющего оказывать максимальное содействие развитию внешней торговли с одновременным обеспечением должного уровня ее безопасности.

В настоящее время правовой основой взаимодействия является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС и Протокол 2 к нему, а также утвержденные в мае 2005 года дорожные карты по общему экономическому пространству и по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Основной целью сотрудничества является достижение совместимости таможенных систем, и, считаю, российской таможенной службой совместно с коллегами из Европейской комиссии достигнут в этом деле значительный прогресс.

Пробным камнем в этом деле было создание нами вместе с таможенной службой Литвы под эгидой Европейской комиссии - в течение примерно шести месяцев на рубеже 2003-2004 годов - автоматизированной системы Калининградский транзит . Рекордно короткие сроки ее создания позволяют констатировать: там, где есть политическая воля, для наших таможенных служб нет нерешаемых задач.

Не менее важный элемент. С 1 января 2007 года в Российской Федерации вводится новая форма грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, соответствующая требованиям единого административного документа (сокращенно ЕАД) Европейского союза. Унификация требований при представлении грузовой таможенной декларации и транзитной декларации в России с требованиями ЕАД и последующее внесение необходимых поправок в Таможенный кодекс Российской Федерации позволит поставить вопрос о присоединении России к двум, без преувеличения, судьбоносным конвенциям Европы. Это регулирующая ЕАД Конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года и Конвенция о процедуре общего транзита 1987 года. Таким образом на Общем экономическом пространстве России и ЕС будут реализованы:

- принцип однократного представления транзитной декларации в таможне страны отправления в электронной безбумажной форме,

- привлекательная система упрощенных процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и для отдельных видов транспорта,

- надежная система обеспечения уплаты таможенных платежей,

- эффективная процедура оказания таможенными службами взаимного административного содействия во взыскании таможенной задолженности.

Вопрос упрощения таможенных процедур, особенно при пересечении границы, - чрезвычайно актуален. Подтверждением тому может служить состоявшийся в ноябре 2006 года саммит Россия ЕС, на котором главы России и ЕС фактически поставили перед нашими таможенными службами задачу максимально навести порядок на границе, избавить общую границу от внешнеторгового криминала и создать адекватные условия для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

Не могу не сказать о серьезнейшем политическом импульсе, который был придан этой тематике накануне саммита в ходе встречи Президента России Владимира Путина и Президента Финляндии Тарьи Халонен страны-председателя ЕС. В этой встрече мне довелось участвовать. Пользуясь случаем, хотел бы выразить признательность в адрес моего друга и гостеприимного хозяина этой конференции - Генерального директора таможенной службы Финляндии Тапани Эрлинга за его откровенную позицию позицию государственного деятеля - в вопросе предоставления таможенной службе России странами ЕС предварительной информации о товарах, направляющихся в Россию.

Взаимодействие России и ЕС в трансграничной области тема, заслуживающая особого внимания. В ней, как и в любом деле, есть свои положительные и отрицательные моменты.

К положительным примерам следует отнести, в частности, открытие в октябре 2006 года обустроенного за счет средств Европейского союза международного автомобильного пункта пропуска Суоперя на российско-финляндской границе. В Калининградской области близится открытие пункта пропуска Чернышевское ; есть хорошие перспективы в отношении пунктов пропуска Мамоново и Советск .

Однако, как показывает практика последних месяцев, темпы модернизации пограничной таможенной инфраструктуры на границе России и государств ЕС отстают от темпов роста нашего внешнеторгового оборота. Индикатор того зачастую многокилометровые пробки, сформировавшиеся перед пунктами пропуска со стороны ЕС на границе России с Латвией, Эстонией и Финляндией. Все прекрасно понимают, но не все об этом говорят, что причина данной ситуации кроется не только в слаженности и технологиях работы таможенников на сопредельных пунктах пропуска, но и в моральном и материальном устаревании имеющейся приграничной инфраструктуры и ее несоответствии требованиям сегодняшнего дня. Это касается в первую очередь подъездных дорог, и в случае с пунктом пропуска Советск в Калининградской области России, еще и строительства нового моста, что, к сожалению, не относится к компетенции таможенных органов России.

В любом случае, по нашему мнению, будущее за:

- передачей предварительной информации, упрощенными формальностями для законопослушных участников внешнеторговой деятельности,

- современными техническими средствами таможенного контроля на границе, включая стационарные и мобильные инспекционно-досмотровые комплексы,

- оптимизацией количества контролирующих органов, представители которых размещены в режимной зоне пункта пропуска.

Отдельно хотелось бы остановиться на организации обмена предварительной информацией о товарах, перемещаемых во взаимной торговле между Россией и ЕС. На данную тему был проведен ряд консультаций экспертов ФТС России и Генерального директората по налогообложению и таможенному союзу Европейской комиссии. По нашему мнению, правовая основа такого информационного обмена заложена в статье 78 действующего Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, которая, в частности, предусматривает взаимодействие в области обмена информацией. Здесь, на наш взгляд, не стоит дожидаться, пока будет разработан, подписан и вступит в силу новый Договор о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС. Мы, разумеется, включили в российскую версию будущей статьи о таможенном сотрудничестве такого Договора пункт об обмене таможенной информацией. Однако ни Президент России, ни Глава Еврокомиссии не позволят нам занимать выжидательную позицию в данном деле, что они однозначно подтвердили в ходе саммита.

Обладая предварительной информацией, мы могли бы в полной мере реализовать принцип выборочности таможенного контроля при обеспечении его высокой эффективности в целях исключения случаев подмены товаросопроводительных документов, декларирования товаров не под своим кодом товарной номенклатуры, занижения веса перевозимых товаров. Это позволило бы существенно сократить время таможенного оформления товаров на границе, увеличить пропускную способность пограничных пунктов пропуска.

Российскую сторону на начальном этапе информационного обмена устроило бы получение информации, содержащейся в Новой компьютеризированной транзитной системе ЕС. Данная информация также относилась бы к неЕСовским товарам, помещенным в ЕС под процедуру транзита для последующей транспортировки в Россию через таможенные органы, расположенные на восточной границе ЕС, которые для ЕС рассматриваются в качестве таможен назначения. В случае перемещения товаров отправителями, уполномоченными таможенными службами государств ЕС, можно было бы рассмотреть вопрос о предоставлении им определенных преимуществ при прохождении российского пункта пропуска и во внутренней таможне (например, специальная полоса движения, специальное окно без очереди и т.п.). Кстати, хороший пример установления подобных зеленых коридоров имеется во взаимоотношениях Федеральной таможенной службы России с таможенной службой Финляндии и, в определенной степени, с таможенной службой Швеции.

Равным образом, если не в большей мере, мы готовы работать по линии практической реализации Рамочных стандартов безопасности, принятых Всемирной таможенной организацией, к которым Россия присоединилась. Недавно мы начали весьма многообещающий пилотный проект вместе с таможенной службой Бельгии, который должен заработать уже в сентябре 2007 года.

Хотел бы пригласить к активному сотрудничеству в этой сфере таможенные службы Польши и Украины, являющихся крупнейшими торговыми партнерами Российской Федерации.

Хотел бы пригласить всех наших коллег из Европейского союза, в первую очередь из Европейской комиссии, заглянуть в ближайшее будущее, которое будет определяться требованием обязательного, подчеркиваю, обязательного предварительного информирования. Его мы по примеру коллег из Европейского союза намерены ввести через поправки в наш Таможенный кодекс. Подготовка таких поправок почти завершена.

Имея фактическое поручение саммита о налаживании информационного обмена, предлагаю в ближайшее время организовать встречу экспертов по данной проблеме, имея в виду ее положительное решение в разумно короткие сроки.

Не могу не сказать и о том, что в ходе состоявшегося на минувшей неделе заседания Совета руководителей таможенных служб Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), включающего ныне Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан, мы договорились о проведении скоординированной внешней линии как в деле внедрения Рамочных стандартов безопасности Всемирной таможенной организации, так и в вопросах предварительного информирования.

Несколько слов о проектах итоговых документов конференции.

Первое. Считаем абсолютно необходимым принятие плана действий, состоящего из предложенных двух частей, которые можно было бы взять за основу.

Второе. План действий должен строиться на принципах партнерства и сотрудничества. Он должен предусматривать реализацию Рамочных стандартов безопасности Всемирной таможенной организации, а также учитывать наилучшую практику представленных здесь таможенных служб. Насколько известно, такой наилучший опыт отражается, в тоам числе в таможенных кальках ( customs blueprints ) Европейского союза. Их обновленную версию мы хотели бы предварительно внимательно изучить.

И третье. Необходим механизм реализации рекомендаций конференции. Применительно к отношениям Россия ЕС считаем целесообразным вернуться к рассмотрению этого вопроса на заседании Подкомитета по таможенному и трансграничному сотрудничеству Россия ЕС, или, если так будет правильнее сказать, группы высокого уровня по этим вопросам. Подобное заседание хотелось бы провести в начале 2007 года.

Подводя итоги этому выступлению, хотел бы оттенить ключевые перспективные направления сотрудничества России и Европейского союза в таможенных делах. Это, по нашему мнению,

- сближение таможенного законодательства и таможенных процедур, с акцентом на таможенный транзит,

- сотрудничество во внедрении принятых Всемирной таможенной организацией Рамочных стандартов безопасности и упрощения мировой торговли, с акцентом на предварительное информирование,

- развитие приграничной таможенной инфраструктуры.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба ФТС РФ