16.06.08

Утвержден порядок таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации

5 июня 2008 г. Минюстом России зарегистрирован приказ ФТС России от 6 мая 2008 г. N 532 "Об утверждении Порядка таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации". Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования. Документ издан в соответствии Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 63, 124, 131 и 391).

Таможенные органы могут проводить таможенный контроль после выпуска товаров, в том числе и посредством проведения такой формы таможенного контроля, как таможенная ревизия. При проведении таких проверок таможенники нередко выявляют товары, которые были незаконно ввезены без таможенного оформления. Статья 391 Кодекса определяет полномочия таможенных органов при обнаружении ими товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Этой же статьей предусмотрено, что лица, у которых такие товары обнаружены вправе уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Если лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечивают их уплату в соответствии с главой 31 Кодекса, то незаконно ввезенные товары не изымаются, а остаются у их владельца. Пени на суммы таможенных платежей не начисляются.

Таким образом, неосторожный предприниматель, который приобрел незаконно ввезенные товары на таможенной территории Российской Федерации, может уплатить таможенные платежи, тем самым его легализовать.

При уплате таможенных платежей и производстве таможенного оформления владельцами незаконно ввезенных товаров, эти товары рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для свободного обращения. Однако это не препятствует таможенным органам совершать необходимые действия по выявлению лиц, участвовавших в незаконном перемещении товаров через таможенную границу.

Если предприниматель отказывается от уплаты таможенных платежей и совершения необходимых таможенных операций, то на такие товары налагается арест, либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение в порядке, предусмотренном статьей 377 настоящего Кодекса применительно к изъятию товаров и наложению ареста на них при проведении таможенной ревизии. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Однако, до издания ФТС России приказа от 6 мая 2008 г. ? 532 упрощенный порядок таможенного оформления, позволяющий владельцу незаконно ввезенных товаров их декларировать, рассчитать и уплатить таможенные платежи, а также выполнить все иные требования таможенного законодательства отсутствовал. При этом общеустановленный порядок таможенного оформления в данном случае не применим, так как у декларанта товаров отсутствуют документы и сведения, которые требуются при декларировании товаров в общеустановленном порядке.

Таким образом, с изданием данного приказа был решен еще один вопрос, отнесенный Кодексом к компетенции ФТС России. Особенности упрощенного порядка таможенного оформления незаконно ввезенных

товаров заключаются в следующем: 1.Определено, что декларирование незаконно ввезенных товаров осуществляется путем подачи письменной таможенной декларации на сброшюрованных в комплекты бланках "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/Транзитной декларации (ТД4)", установленных форм (далее - ГТД).

2.Определены графы ГТД, которые подлежат заполнению, исходя из цели декларирования - уплатить таможенные платежи, а также выполнить все иные требования таможенного законодательства.

3.Определен перечень документов, которые необходимы для таможенного оформления незаконно ввезенных товаров, с учетом того, что товары уже находятся в обороте на территории Российской Федерации.

4.Предусмотрено, что в целях идентификации незаконно ввезенных товаров должностными лицами таможенного органа, обнаружившими данные товары, проводится таможенный досмотр, а его результаты, зафиксированные в акте таможенного досмотра установленной формы, используются в целях отнесения товаров к коду в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации при декларировании товаров.

Пресс-служба ФТС РФ 16.06.08