17.10.17

Согласованная политика стран ЕАЭС по защите потребителей финансовых услуг будет способствовать формированию общего финансового рынка

Одной из ключевых предпосылок формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является развитие института внутреннего инвестора на евразийском пространстве, создание благоприятных условий для его деятельности и обеспечение защиты его прав и интересов. Решение этой задачи позволит обеспечить эффективное распределение капитала, диверсифицировать и минимизировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг. Такое мнение высказал директор Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Давтян в ходе 2-й Международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг «Территория финансовой безопасности». Мероприятие организовано ЕЭК совместно с российским Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров при участии Московской биржи.

«Обеспечение условий для эффективного функционирования единого финансового рынка стран ЕАЭС, создание интегрированной системы финансового регулирования, повышение стабильности финансовой системы стратегически взаимосвязано с обеспечением защиты интересов потребителей финансовых услуг в странах ЕАЭС», – отметил Тигран Давтян.

Руководитель проекта Общероссийского национального фронта «За права заемщиков» Виктор Климов считает, что усиление защиты прав потребителей сегодня наблюдается во всех странах, поэтому очень полезно «сверять часы».

Как отметил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, система защиты потребителей в странах ЕАЭС достаточно развита и здесь есть чему поучиться, в том числе и в Армении, где есть положительный опыт. При этом регулирование в государствах Союза надо начинать с общих стандартов и требований, которые потом можно будет инкорпорировать в национальные законодательства, полагает Мамута.

По мнению руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, вопрос является фундаментальным. В первую очередь, «нужно работать над общими правилами и принципами. И тогда нам будет проще обеспечить взаимодействие регуляторов, для того чтобы реагировать на жалобы наших коллег из другой страны, связанные с нарушением прав потребителей финансовых услуг. Тогда в рамках единого пространства требований можно будет обеспечить намного более эффективную систему защиты. Вот те цели и вызовы, которые являются главными в рамках интеграции на ближайшие несколько лет», – считает Михаил Мамута.

Член Совета Центрального банка Республики Армения Арменак Дарбинян рассказал об опыте работы регулятора по защите прав потребителей финансовых услуг. Так, начиная с 2007 года мандат ЦБ Армении был существенно расширен, появились новые институты. Созданный восемь лет назад офис примирителя финансовой системы Армении является сегодня едва ли не единственным в СНГ институтом, который может решать жалобы по отношению ко всем финансовым учреждениям страны.

Примиритель финансовой системы Республики Армения Пируз Саргсян сообщила, что около 80% дел о нарушении прав потребителей финансовых услуг решается в пользу заявителей. Причем решения имеют обязательный характер. Больше половины дел разрешается в режиме примирения сторон.

Начальник отдела по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка Республики Казахстан Ксения Калиева рассказала об особенностях защиты инвесторов и потребителей финансовых услуг страны в Казахстане, уделив особое внимание рынку ипотечного кредитования. В текущем году в Казахстане принят закон о коллекторской деятельности, который также направлен на создание благоприятных условий для заемщиков.

Директор Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях посвятил свое выступление проблемам выявления мошенничества и финансовых пирамид на финансовом рынке.

Заместитель директора саморегулируемой организации «МиР» Андрей Паранич рассказал о новых способах пресечения недобросовестных практик на микрофинансовом рынке в странах ЕАЭС. По его мнению, базовый стандарт защиты прав получателей услуг микрофинансовых организаций (МФО) может способствовать повышению прозрачности рынка и качества взаимодействия с потребителями услуг.

Большой интерес участников конференции вызвала дискуссия, посвященная особенностям защиты прав потребителей финансовых услуг в условиях развития цифровой экономики и перспективных финансовых технологий (криптовалюты, технологии распределенного реестра, big data и др.).

Участники конференции согласились с тем, что в перспективе необходима тесная координация усилий регуляторов финансовых рынков ЕАЭС и профессионального сообщества в сфере обеспечения защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг. Это станет важнейшим условием эффективного построения и функционирования общего финансового рынка ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия