09.11.11

Руководством СЗТУ проведено расширенное заседание по реализации Концепции таможенного оформления в местах, приближенных к границе РФ.

СЗТУ представляли руководитель рабочей группы первый заместитель начальника управления по таможенному контролю генерал-майор таможенной службы Юрий Лямкин, начальники служб управления, начальники приграничных таможен. В совещании также участвовали в формате видеорежима представители бизнеса, руководители действующих и строящихся ТЛТ в регионе деятельности приграничных таможен.

Как подчеркивалось на совещании, реализация Концепции заняла прочное место среди приоритетных направлений деятельности СЗТУ. Серьёзное влияние на работу таможенных органов СЗТУ в 2010 – 2011 годах оказало не только изменение нормативно-правового регулирования таможенного дела, но и масштабные структурные изменения, затронувшие все без исключения таможенные органы региона.

Одной из главных целей Концепции, которая целенаправленно реализуется, является смещение мест совершения таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, из внутренних районов страны на приграничные территории, что в конечном итоге будет способствовать качеству и скорости таможенного оформления и таможенного контроля.

Положительную динамику смещения объемов таможенного декларирования товаров в сторону пограничных таможенных органов региона подтверждают следующие цифры. В январе 2009 года доля товаров, оформленных приграничными таможенными органами Северо-Запада, составляла всего 11% от общего объема ввезенных товаров. Сейчас этот показатель почти достиг отметки 30%.

В своем выступлении начальник Выборгской таможни генерал-майор таможенной службы Николай Косяченко отметил, что на Выборгской таможне прослеживается положительная тенденция роста объемов таможенного оформления на ТЛТ. За 9 месяцев рост составил 48%.

Интересны и такие факты. На СВХ ЗАО «Восход» (Торфяновский таможенный пост) 74% деклараций оформляются в электронном виде. На ТЛТ «Брусничный» СВХ ЗАО Ростэк_Выборг) 846 товарных партий оформлены по технологии удаленного выпуска.

И если заполняемость ТЛТ на Выборгском направлении составляет от 40 до 60%., то в Калининградской области, по словам начальника Калининградской областной таможни генерал-майора таможенной службы Александра Кочнова на ТЛТ «Багратионовский» СВХ «Сириус» территория используется на 100%.

Во многих выступлениях представителей бизнеса подчеркивалось, что они не хотят останавливаться на достигнутом. В Псковской области вблизи ТЛТ уже строятся гостиницы, кафе. В Калининградской области продолжается перевод и оформление земли под будущее строительство.

На эстонском направлении в Кингисеппе представителями бизнеса реализуется строительство ТЛТ вблизи МАПП Ивангородод. Одна из коммерческих фирм зарезервировала для себя 26 гектаров земли. В настоящее время оформляется проектная документация инфраструктуры СВХ.

К настоящему времени в приграничных районах Северо-Запада построены (реконструированы) и введены в эксплуатацию 10 складов временного хранения, места размещения которых отвечают требованиям Концепции. На всех из них функционируют таможенные посты либо их структурные подразделения.

С учетом значительного числа организаций – инициаторов создания таможенно-логистических терминалов (более 20 и это число практически ежедневно растет) и достаточно быстрых темпов строительства приграничной складской инфраструктуры Северо-Западное таможенное управление прогнозирует в течение полутора – двух лет увеличение количества действующих ТЛТ как минимум в 2 раза.

Процесс реализации Концепции, не может ограничиваться лишь развитием приграничной складской инфраструктуры и созданием новых мест совершения таможенных операций в непосредственной близости к автомобильным пунктам пропуска. Он должен сопровождаться ограничением компетенции и возможностей таможенного оформления товаров во внутренних таможенных постах региона. Об этом говорил в своем докладе начальник организационно-инспекторской службы полковник таможенной службы Алексей Марчуков.

Санкт-Петербург является наиболее сложным регионом с точки зрения работы по оптимизации количества и мест нахождения таможенных постов. Широкая номенклатура товаров, оформляемых таможенными постами Санкт-Петербургской таможни, и значительные объемы их декларирования требуют обдуманного подхода и взвешенных решений в отношении порядка и сроков ликвидации таможенных постов Санкт-Петербургской таможни либо ограничения их компетенции по совершению таможенных операций в отношении ввозимых товаров.

26 августа 2011 года руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым утвержден План мероприятий по поэтапному выводу из Санкт-Петербурга и прилегающих к нему территорий региона деятельности Санкт-Петербургской таможни отдельных таможенных операций и таможенного контроля с учетом Перечня товаров, категорий лиц, перемещающих товары, а также таможенных процедур, в отношении которых нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном декларировании в местах, приближенных к госгранице РФ.

Данный План предусматривает на сегодняшнем этапе не ликвидацию таможенных постов, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области а возможность ограничения их компетенции по совершению таможенных операций. Такое ограничение компетенции таможенных постов Санкт-Петербургской таможни снизит нагрузку на должностных лиц данных таможенных органов, что позволит оптимизировать их штатную численность и направить ее на наиболее загруженные направления деятельности с учетом реализующейся Концепции.

В отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным видами транспорта, Концепция предполагает сохранение и развитие существующих мест совершения таможенных операций в соответствующих пунктах пропуска. В связи с этим таможенные посты Балтийской и Пулковской таможен, расположенные в пунктах пропуска, планируется не только сохранить, но и штатно увеличить.

Концепция предусматривает развитие системы «сухих портов», т.е. складской инфраструктуры, расположенной на некотором удалении от пункта пропуска. В 2011 году технология «сухого порта» проходила экспериментальное применение в регионах деятельности Турухтанного и Кронштадтского таможенных постов Балтийской таможни. Положительные результаты данного эксперимента позволят в последующем организовать ее широкое применение.

Залогом успешной реализации Концепции, помимо активного строительства необходимой таможенной и терминально-складской инфраструктуры, является интенсивное развитие новых таможенных технологий. Использование систем предварительного информирования, удаленного выпуска товаров и электронного декларирования с применением сетей Интернет, а также разработка и внедрение иных перспективных технологий позволят провести мероприятия по реализации Концепции без ущерба для интересов участников внешнеэкономической деятельности внутренних регионов страны.

Пресс-служба ФТС РФ