14.10.09

Проблемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров в пунктах пропуска обсуждались на Консультативном совете в Бурятской таможне

На состоявшемся заседании Консультативного Совета при Бурятской таможне, в котором приняли участие начальник Бурятской таможни Виктор Томин, представители Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (РБ), Министерства экономического развития и торговли РФ в РБ, Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства, Управления Федеральной налоговой службы РБ, Торгово-промышленной палаты РБ, деловых кругов Республики Бурятия, были обсуждены вопросы совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля товаров в пунктах пропуска и о расширении практики применения электронной формы декларирования, говорится в сообщении Пресс-службы ФТС РФ.

В настоящее время в регионе деятельности Бурятской таможни находится 11 пунктов пропуска, 4 из них функционируют на постоянной основе: МАПП «Кяхта», ЖДПП «Наушки», ДАПП «Монды», ВПП «Международный аэропорт Улан-Удэ» и 7 имеют статус временных, сезонных, двусторонних и не функционируют на постоянной основе. Все наземные пункты пропуска граничат с Монголией.

Необходимо отметить, что в этом году по сравнению с прошлым уменьшилось количество оформленных процедур ВТТ (внутренний таможенный транзит) на 14,2% (5830 по сравнению с 5000), количество оформленного МТТ (международный таможенный транзит) уменьшилось на 61 % (716 и 282), соответственно уменьшилось на 47 % количество оформленных ТПО (таможенный приходный ордер) - по сумме уплаченных платежей уменьшение составило 63%.,

Отмечается уменьшение пассажиропотока на 23 %.

Бурятской таможней постоянно принимаются меры по оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля в пунктах пропуска: это и организация работы отдела таможенных досмотров в сменном режиме без выходных дней, чтобы исключить простои транспортных средств, в отношении которых принято решение о проведении таможенного досмотра; в настоящее время рассмотрен вопрос об организации досмотра порожних крытых вагонов и крупнотоннажных контейнеров, следующих с запирающимся пломбирующим устройством, без отцепки круглосуточно в парке станции Наушки. Однако проведение таких досмотров в настоящее время невозможно, поскольку в ночное время парк железнодорожной станции недостаточно освещен, а, кроме того, проведение таких работ не соответствует нормам правил по технике безопасности.

После ввода в эксплуатацию комплекса автоматизированного контроля за перемещением делящихся и радиоактивных материалов на базе системы «Янтарь», который введен в действие в июне 2009 года, на постоянной основе в автоматическом режиме осуществляется таможенный контроль ДРМ (делящиеся и радиоактивные материалы). Необходимо отметить, что в течение всего 2009 года должностными лицам

и таможни не было ни одного случая необоснованного задержания вагонов. На сегодняшний день существует ряд проблем при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых большегрузными контейнерами и/или в большом объеме. На станции Наушки отсутствует площадка, достаточная по площади для выгрузки всего объема досматриваемого товара и отвечающая необходимым требованиям по освещению, оборудованию и соблюдению правил техники безопасности; отсутствует весовое оборудование и погрузо-разгрузочное оборудование для большегрузных контейнеров, что, в свою очередь, приводит к задержке поездов, перемещающих 40-футовые контейнеры.

Для осуществления надлежащего таможенного контроля необходимо строительство и обустройство отапливаемого склада временного хранения (СВХ). В настоящее время в зоне деятельности ЖДПП Наушки и Наушкинского таможенного поста функционирует СВХ, учрежденный таможенным органом, который достаточно удален от пункта пропуска, и в котором нет возможности хранить крупногабаритные товары.

Для сокращения сроков таможенного оформления необходимо оснастить станцию Наушки стационарным инспекционным досмотровым комплексом (СИДК), рассмотреть вопрос с органами Роспотребнадзора о выдачи санитарно – эпидемиологических заключений физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам непосредственно в пунктах пропуска (г. Кяхта, п. Наушки).

В настоящее время проводится работа по проектированию реконструкции МАПП «Кяхта». В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в местах приближенных к государственной границе РФ, Бурятской таможней совместно с Правительством РБ, а также представителями коммерческих структур, планирующих строительство и развитие транспортно - логистических терминалов (ТЛТ).

Организация ООО «ДАНАК» в настоящее время проводит активную работу по созданию ТЛТ в месте расположения таможенного поста МАПП Кяхта Бурятской таможни. Ориентировочно планируется начать строительство части терминала к концу 2009 года. Планируемое месторасположение данного терминала находится на незначительной удаленности от пункта пропуска (район Слобода г. Кяхта), что позволит значительно сократить время таможенного оформления и расстояние для сопровождения грузов, товаров.

Планируется и строительство двустороннего автомобильного пункта пропуска Монды пропускной способностью 200 автомобилей в сутки.

В аэропорту Улан-Удэ «Мухино» в соответствии с распоряжением Правительства РФ установлен многосторонний постоянный воздушный грузопассажирский пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Аэропорт Улан-Удэ, который является одним из двух городов России, открытых для полетов самолетов США в рамках межгосударственного договора по контролю за сокращением ракет малой и средней давности.

Для полноценной работы пункта пропуска до настоящего времени администрацией ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-УДЭ)» не выполнен ряд условий:
- Не организован защищенный канал передачи данных между пунктом пропуска и Бурятской таможней;
- Не оборудованы рабочие места в помещении для автоматизированной системы контроля доставки товаров.

На консультативном совете был рассмотрен вопрос об электронном декларировании как перспективном направлении таможенного администрирования.

Применение электронного декларирования товаров и транспортных средств дает участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) значительные преимущества при таможенном оформлении:
- позволяет значительно сократить накладные расходы,
- сокращает время прохождения таможенных процедур,
- дает возможность декларирования без присутствия представителя декларанта в таможенном органе,
- дает возможность неоднократного использования участниками ВЭД (с помощью индивидуального электронного архива) необходимых для таможенного оформления грузовых таможенных деклараций (ГТД) электронных документов, сохраненных в электронном архиве.

В регионе деятельности таможни Улан-Удэнский таможенный пост включен в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования (ЭД). В зоне деятельности Улан-Удэнского таможенного поста функционируют 2 абонентских пункта для декларирования в электронной форме - Бурятский филиал ЗАО «РОСТЭК - Новосибирск и ОАО «Байкальская лесная компания». Участники ВЭД, применяющие ЭД, оценили данную систему и практически все декларации оформляют в электронном виде.

ФТС России планирует внедрить принципиально новую форму электронного декларирования, основанную на предоставлении в процессе декларирования товаров сведений о них в электронной форме с использованием сети Интернет. Это следующий этап в развитии информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.

Новая система ЭД позволит интегрировать информационные системы участников ВЭД с информационной системой таможенных органов, даст возможность удаленного декларирования товаров в любой таможенный орган. Разработанные технические решения позволят использовать технологию представления сведений в таможенные органы в электронной форме не только для электронного декларирования, но и для других целей. Например, для предварительного информирования.

Использование сети Интернет для ЭД неразрывно связано с внедрением технологической транспортной подсистемы, которая будет внедрена в таможенных органах Сибирского таможенного управления (СТУ) к концу 2010 года.

По итогам заседания консультативного совета при Бурятской таможне было принято решение о рассмотрении возможности выделения на ст. Наушки площадки, отвечающей условиям для проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых большегрузными контейнерами в большом объеме и оснащения станции Наушки в достаточном количестве техническими устройствами, в частности погрузочно-разгрузочным оборудованием для 40-футовых контейнеров.

Рекомендовано Правительству Республики Бурятия совместно с Бурятской таможней и ВСЖД филиалом ОАО «Российские железные дороги» продолжить работу по сокращению мест отгрузки лесо- и пиломатериалов; участникам внешнеэкономической деятельности рассмотреть возможность применения электронной формы декларирования, в том числе с использованием сети Интернет.

В связи с заинтересованностью участников ВЭД планируется направить запрос в СТУ о выделении Бурятской таможне технологической транспортной подсистемы до конца 2009 года.

VCH.RU ; 14.10.09