20.02.08

Об организации работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах в 2007 году

За отчетный период отделом организации работы с гражданами (Приемной ФТС России) (далее - Приемная ФТС России) проведена работа по следующим направлениям:

- регистрация, направление и контроль исполнения письменных обращений граждан в центральном аппарате ФТС России;
- организация личного приема граждан;
- анализ работы с обращениями граждан в таможенных органах Российской Федерации;
- телефонная справочная информация.


Работа Приемной ФТС России осуществлялась в соответствии с рекомендациями Администрации Президента Российской Федерации, распорядительными документами Аппарата Правительства Российской Федерации, ведомственными правовыми актами.

В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ <О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации> нормативных правовых актов ФТС России изданы приказы от 25.12.2006 ? 1370 <Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в таможенных органах Российской Федерации> и № 1371 <Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в ФТС России>, которые в феврале 2007 года прошли государственную регистрацию в Минюсте России и вступили в силу.

За истекший год в центральный аппарат ФТС России поступило 1614 письменных обращений, что на 10% больше, чем в 2006 году. Увеличение количества письменных обращений связано, на наш взгляд, прежде всего с продолжающейся административной реформой, с необходимостью получения населением более полной информации по таможенным вопросам, а также изданием новых нормативных правовых актов в области таможенного дела.

Письменных обращений поступило:

- от граждан России - 1482 (2006 г. - 1334);
- от иностранных граждан - 132 (2006 г. - 119).

Принято на исполнение по таможенным вопросам из:

- Администрации Президента Российской Федерации - 340 (2006 г. - 277);
- Аппарата Правительства Российской Федерации - 103 (2006 г. - 125);
- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - 7 (2006 г. - 12);
- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - 10 (2006 г. - 10);
Из общего количества обращений:
- заявлений - 1314;
- повторных заявлений - 98;
- жалоб - 181.

Наибольшее количество рассмотренных обращений приходилось на Главное управление организации таможенного контроля - 19,6% (316 обращений), Управление государственной службы и кадров - 19,3% (311 обращения), Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования - 11,1% (180 обращений), Управление собственной безопасности - 9,4% (152 обращения), Правовое управление - 8,5% (138 обращений).

По результатам исполнения письменных обращений (с учетом поступивших в конце 2006 года) положительных решений принято 169, отказано на основании действующего таможенного законодательства в 300 случаях, даны разъяснения 1237 заявителям, 265 обращений направлены в региональные таможенные управления и другие государственные органы по принадлежности, принято 50 информационных писем не требующих ответа.

Анализ поступивших в центральный аппарат ФТС России писем позволил определить основной круг вопросов, по которым обращались граждане, а именно:

- разъяснение таможенных правил;
- подтверждение стажа работы в таможенных органах;
- трудоустройство;
- выдача справок;
- жалобы на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов;
- правомерность начисления таможенных платежей на товары и автомобили;
- улучшение жилищных условий;
- обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях;
- начисление и перерасчет пенсий.

Отмечены новые темы обращений граждан в 2007 году:

- заявления граждан в связи с изменением порядка провоза через границу Российской Федерации биологических образцов человека. По данной тематике во 2 квартале 2007 года ФТС России рассмотрено 64 обращения (62 обращения поступили из Администрации Президента Российской Федерации, 2 из Аппарата Правительства Российской Федерации);
- обращения граждан по вопросу сроков оформления международных почтовых отправлений;
- обращения, связанные с проведением организационно-штатных мероприятий в Южном таможенном управлении и выплатой материальных пособий уволенным должностным лицам.

По указанным обращениям структурными подразделениями ФТС России были подготовлены необходимые разъяснения.

Одновременно необходимо выделить основные причины обращений граждан непосредственно в ФТС России, это:

- разрешение вопросов, затронутых гражданами, выходит за рамки действующего таможенного законодательства и поэтому не может быть решено таможенными органами на местах (в основном это касается предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и налогов в индивидуальном порядке);
- отдельные случаи формального отношения в ряде таможенных органов к запросам граждан, что порождает обращения в вышестоящую инстанцию.

Категория лиц, письменно и лично обратившихся в ФТС России оставалась неизменной - в большей степени это граждане, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из республик бывшего СССР, индивидуально-частные предприниматели и граждане, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу в личных целях, должностные лица таможенных органов.

В 2007 году по социальным вопросам в ФТС России обратились 111 человек, что на 37 обращений меньше, чем в 2006 года. В основном это обращения об улучшении жилищных условий, о выделении денежных средств на приобретение жилья, о выплате единовременных пособий при увольнении, о медицинском обслуживании, о выделении санаторно-курортных путевок и другие.

Руководству ФТС России в 2007 году доложено 718 обращений граждан, что больше на 201 обращение (28%) чем в 2006 году.

В 2007 году на личный прием в ФТС России обратилось 884 человека, что на 48 (5,4%) обращений больше чем в 2006 году.

По окончании личного приема 174 письменных обращения были направлены в структурные подразделения ФТС России для рассмотрения и принятия по ним решения.

В основном вопросы, поставленные гражданами на личном приеме, касались:
- разъяснения таможенных правил;
- таможенного оформления личного автотранспорта, включая вопросы временного ввоза/вывоза, уплаты таможенных платежей в виде внесения денежных средств на депозит таможенных органов, освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, подтверждения экологического класса ввезенных автотранспортных средств сертификатом соответствия;
- перемещения через таможенную границу иностранной (в основном) и российской наличной и безналичной валюты;
- ввоза и вывоза культурных ценностей, предметов старины, орденов, медалей;
- кадровых вопросов;
- жалоб на действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов;
- улучшения социального обеспечения;
- принятия предварительного классификационного решения на различные виды товаров.

В 2007 году осуществлялась работа по организации личного приема граждан руководством ФТС России и руководителями структурных подразделений ФТС России. В соответствии с ежеквартально утверждаемым руководителем ФТС России графиком приема граждан в отчетном году было организовано:

- пять личных приемов должностных лиц таможенных органов и граждан первым заместителем руководителя ФТС России В.М.Малининым, заместителями руководителя ФТС России И.А.Завражновым, Т.Н. Голендеевой.

- восемь - начальниками и уполномоченными представителями структурных подразделений ФТС России.

В ходе личного приема рассматривались кадровые вопросы (восстановление в должности, незаконное увольнение), вопросы улучшения жилищных условий, разъяснялись положения таможенного законодательства.

С учетом необходимости и для оперативного решения возникающих у граждан вопросов прием осуществляется по возможности безотлагательно, вне графика. В 2007 году по различным вопросам общего характера и вопросам таможенного законодательства от физических и юридических лиц поступило 9540 обращений в телефонную справочную Приемной ФТС России.

В целях совершенствования работы с обращениями граждан и реализации прав граждан на обращение, Приемной ФТС России проведена работа по созданию на официальном сайте ФТС России раздела, посвященного обращениям граждан. В данном разделе размещаются обзоры обращений граждан, адреса и телефоны подразделений таможенных органов, занимающиеся работой с обращениями, порядок работы с обращениями, ответы на вопросы граждан, поступивших на имя Президента Российской Федерации в ходе <прямых линий> в 2005 и 2006 годах. Также в разделе <Приемная ФТС России> организован прием электронных обращений.

В декабре 2007 года Приемной ФТС России организовано и проведено видеосовещание с таможенными органами Сибирского региона на тему <О работе с обращениями граждан>. В диалоге приняли участие 15 таможен региона. Практика проведения видеосовещаний будет использована и в 2008 году.

За отчетный период таможенными органами Российской Федерации зарегистрировано 35628 письменных обращений граждан, что значительно меньше чем в 2006 году. Уменьшение количества письменных обращений граждан связано с вступлением в силу в марте 2007 года Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в таможенных органах Российской Федерации (приказ ФТС России от 25.12.2006 ? 1370), изменившей порядок регистрации письменных обращений. Сокращение количества обращений произошло за счет исключения заявлений по вопросам таможенного оформления и контроля, таможенных процедур, таможенных платежей.

Наибольшее количество письменных обращений приходится на регионы деятельности Южного - 9488, Центрального - 6827, Сибирского - 6551 и Приволжского - 3401 таможенных управлений.

Основной причиной обращения граждан в таможенные органы является недостаточная осведомленность в вопросах действующего таможенного законодательства, особенно в вопросах, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. В соответствии со статьями 24, 25 Таможенного кодекса Российской Федерации во всех таможенных органах правовыми подразделениями проводятся бесплатные консультации и информирование населения по вопросам таможенного дела. На информационных стендах размещаются графики личного приема граждан руководством таможен и региональных таможенных управлений, порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц таможенных органов, действующие нормативные правовые документы и другая необходимая информация для граждан и участников внешнеэкономической деятельности.

Письмом ФТС России от 19.11.2007 № 01-06/43511 таможенным органам было дано поручение проверить наличие указанной информации и привести ее в актуальное состояние. Об исполнении данного поручения таможенными органами было доложено непосредственно в Правовое управление ФТС России.

В целях повышения эффективности института ведомственного обжалования, информирования участников внешнеэкономической деятельности о возможности обратиться с жалобой на решения таможенных органов в сфере таможенного дела в вышестоящий таможенный орган, а также принятие соответствующих жалоб физических лиц в таможенных органах продолжают проводиться акции <На что жалуетесь?>. Так, например, Центральным таможенным управлением указанные акции проводятся всеми таможнями региона деятельности Управления 2 раза в год. Порядок обжалования решений таможенных органов в сфере таможенного дела был доведен таможнями региона деятельности Северо-Западного таможенного управления до сведения заинтересованных лиц по радио.

В 2007 году наблюдалась тенденция увеличения количества обращений граждан по вопросам трудоустройства. На наш взгляд это вызвано повышением престижа службы в таможенных органах.

Заслуживает внимания работа ряда региональных таможенных органов (ПТУ, УТУ, СТУ) по разъяснению деятельности таможенных органов. В целях информирования населения использовались различные формы взаимодействия со средствами массовой информации:

- информирование населения с помощью теле- и радиоканалов;
- регулярная организация и проведение пресс-конференций;
- публикация материалов в региональной печати;
- размещение информационных сообщений в сети Интернет.

Пресс-служба ФТС