24.03.05

О состоянии и дальнейшем совершенствовании системы управления рисками в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления

24 марта состоялось заседание коллегии Северо-Западного таможенного управления с повесткой дня: О состоянии и дальнейшем совершенствовании системы управления рисками в таможенных органах СЗТУ . В его работе приняли участие врио начальника СЗТУ П.В. Корчажкин, начальники таможен региона.

Федеральной таможенной службой перед таможенными органами СЗТУ поставлен ряд важнейших задач, включающих в себя:

- всемерное содействие торговле, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей в Северо-Западном федеральном округе;

- осуществление таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, в объёме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного производителя;

- исполнение контрольных показателей наполнения доходной части Федерального бюджета Российской Федерации;

- реализацию приоритетных направлений и исполнение контрольных показателей эффективности деятельности СЗТУ на 2005 год

Основным механизмом для реализации поставленных задач и достижения контрольных показателей, является система управления рисками (СУР).

Киотская Конвенция определяет, что Управление рисками в таможенной службе - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля . Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего таможенного администрирования. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможню.

Первые шаги СЗТУ в данном направлении были сделаны в 2000 году с началом формирования отдельных структурных подразделений, на которые были возложены функции контроля таможенного оформления на уровне СЗТУ и таможен. На первом этапе работа по минимизации рисков при производстве таможенного оформления строилась путем проведения согласований принимаемых решений о выпуске большинства товаров. Созданная система согласований позволила выявлять недостатки в качестве проведения таможенного контроля, что подтверждалось ростом количества выявляемых фактов недостоверного декларирования, а также увеличением количества и сумм корректировок таможенной стоимости. В период 2001 2002 г.г. таможенными органами СЗТУ проведено 141 тысяча согласований, при этом: заведено 43 дела о нарушении таможенных правил, оформлено 130 актов упрощенной формы применения взыскания, доначислено 146,3 млн. руб. таможенных платежей.

В 2004 году начался новый этап, который заложил методологическую и организационную основу дальнейшей разработки и внедрения СУР. Приказом ГТК России был утвержден План график первоочередных мероприятий по разработке и внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году.

В августе 2004 службой организации таможенного контроля был подготовлен и утвержден начальником СЗТУ План внедрения и реализации в подразделениях СЗТУ системы управления рисками, предусматривающий меры организационного характера.

С момента поступления в СЗТУ первого профиля риска, службой организации таможенного контроля поставлен на особый контроль вопрос применения в подчиненных таможенных органах действующих профилей риска и оценка эффективности принимаемых мер по минимизации рисков. Еженедельно службой организации таможенного контроля проводится совещание, на котором докладывается первому заместителю начальника СЗТУ о ходе работы по разработке проектов профилей риска, а также о результативности и эффективности применения действующих.

К началу 2005 года службой организации таможенного контроля СЗТУ по курируемой вертикали создана система оперативного взаимодействия с таможнями региона по предварительному рассмотрению и анализу проектов профилей рисков разработанных таможнями. Действующими правовыми актами ФТС России организация такого взаимодействия не предусмотрена, однако ее практическая целесообразность не вызывает сомнений. Отделом координации и применения СУР СЗТУ ежедневно обрабатываются и анализируются проекты профилей рисков, представленные таможнями региона, в целях возможности их направления, после доработки, в ФТС России для утверждения как региональные.

По состоянию на март 2005 года, Северо-Западным таможенным управлением разработано и направлено в ФТС России 28 проектов профилей рисков, из них 11 проектов профилей рисков, разработанных службой организации таможенного контроля, 4 Калининградским регионом СЗТУ, 13 службой федеральных таможенных доходов. Федеральной таможенной службой утверждено 4 региональных профиля рисков, разработанных службой организации таможенного контроля, признаны нецелесообразными 4 проекта профиля рисков, находится на рассмотрении 20 проектов профилей рисков.

В целях исполнения задачи по усилению таможенного контроля в отношении экспортируемых лесоматериалов, службой организации таможенного контроля совместно с экспертно-криминалистической службой в ноябре 2004 года разработаны проекты профилей рисков в отношении круглого леса и лесоматериалов, которые по настоящее время находятся на согласовании в ФТС России.

Наибольшую активность в разработке проектов профилей рисков проявляют Балтийская, Псковская, Великолукская таможни и таможни Калининградского региона.

В настоящее время в таможнях региона действует 55 профилей рисков, в том числе общероссийских, региональных и зональных. В результате применения мер таможенного контроля, предписанных данными профилями рисков, таможнями региона проведено 22 975 таможенных досмотров. При общем снижении количества проводимых досмотров (количество досмотров в 2004 году снизилось на 49,5% по сравнению с 2003 годом; количество досмотров за период январь февраль 2005 года снизилось на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года), досмотры, проводимые по профилям рисков, имеют тенденцию роста с 2 000 в августе 2004 года до 4 800 в феврале 2005 года. При этом наблюдается положительная динамика увеличения в структуре общего количества досмотров доли таможенных досмотров, проводимых в качестве мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков с 7,5% в августе 2004 года до 27% в феврале 2005 года.

Пресс-служба СЗТУ 24.03.05