30.07.18

О проблемных вопросах подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте и предложения по их решению

Александр Александрович Лисин, член общественного комитета по содействию ВЭД и иностранным инвестициям при ТПП Нижегородской области; Наталья Владимировна Иванова, заместитель начальника управления АО «МКХ ЕвроХим»

Стенограмма выступления А. А. Лисина и комментария Н В. Ивановой на заседании Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности на тему: «Возврат НДС при экспорте: проблемы и пути решения».

Александр Александрович Лисин: «В середине мая в торгово-промышленной палате Нижегородской области проходила конференция, где мы рассматривали новации ВЭД. Очень значимо и полезно для нас было то, что практически по пятам этой конференции в Нижнем Новгороде проходило выездное заседание по поводу сложных изменений того комплекса законов, который был и проходил. Я не буду перечитывать резолюцию, которую мы подготовили. В основном, речь шла об изменении Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», плюс об отдельных статьях Кодекса об административной ответственности, которые нас так взбудоражили. Хотел бы кратко сформулировать те мысли, которые мы обсуждали.

Во-первых, это то развитие электронных форматов взаимодействия, развитие межведомственных информационных систем в целом, о которых так много говорится. Мы поддерживаем как основу для того, чтобы укрепить презумпцию невиновности участников ВЭД.

Во-вторых, достаточно часто обсуждается вопрос скорости принятия решения, быстроты реагирования, быстроты обратной связи, которую участники ВЭД могут получать. Мы упоминали также и изменения в Таможенном кодексе. Есть конкретные статьи, которые усиливают возможность получать обратную связь и взаимодействовать на уровне консультаций. Получается, что мы хотели рассматривать 17 вопросов. Предлагаю сегодняшнюю повестку вести в системе координат. В этой системе координат мы рассматриваем важный аспект доверия, по сути дела, отказ от презумпции виновности участников ВЭД. Второй момент – это динамические способности. Все мы, участники, находимся в одной экономической системе, работаем в одном поле экономических отношений, то вопросы быстроты согласований, быстроты предоставления информации, быстроты получения и возмещения (либо каких-то подтверждений) мы считаем общими.

Хотел бы остановиться на теме нулевой ставки НДС. Речь шла о статье 165 Налогового кодекса. С 01 марта 2018 года вступили в силу указания Банка России. Я подготовил записку № 4512, где говорится о передаче уполномоченными банками, как агентами валютного контроля, информации. Речь идет о том, что в ФТС России и ФМС России в уполномоченные банки по защищенным каналам связи уже передают информацию о внешних торговых контрактах. Все понимают, что по сути паспорт сделки не нужен. В этой связи возникает вопрос по статье 165 НК РФ, так как она существует, и там есть требование, чтобы мы при камеральных проверках предоставляли этот контракт с иностранным лицом на поставку товара.

Сегодня уже говорилось о том, что информационное взаимодействие между ФТС России и ФМС России уже выстроено. Информация о дате вывоза, количестве фактически вывезенного в соответствии с процедурой экспорта товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС также предоставляется в ФНС России. Соответственно, такой же у нас вопрос к статье 165 НК РФ, где есть в качестве требований необходимость предоставления таможенной декларации с отметками российского таможенного органа. Сейчас, я слышал, говорят, что, возможно, не понадобятся сами документы с красной печатью, а все это можно будет сделать в электронном виде. Но вопрос все равно остается, потому что при всей возможности использовать электронный реестр осталась буква в Налоговом кодексе, где у проверяющих есть право потребовать бумажный документ. Как мы это видим, в любом случае они будут нужны, они будут готовиться. Обсудив все новации, которые в 2018 году реализуются, мы пришли к мнению, что в целом статья 165 Налогового кодекса требует серьезного пересмотра, так как большая часть информации, которую экспортеры обязаны предоставить в ФНС России, уже передается в этот контролирующий орган (будь то от имени таможенной службы или от уполномоченных банков). Поэтому в этом плане этот вопрос не просто назрел, а перезрел. Отдельных корректировок и всего, что касается подготовки реестров, нам кажется, уже недостаточно. Современные условия развития наших информационных технологий позволяют значительно сократить время проведения подобных контрольных мероприятий. Если мы говорим о том, что должны полностью избежать бумажного документооборота, то, наверное, этот вопрос также должен ставиться во главу угла. Коренным образом мы должны переходить на электронные формы взаимодействия, в том числе и подтверждение того, что экспортер вывез свои товары заграницу. Сам факт подтверждения этих операций должен быть максимально автоматизирован.

Сейчас есть текст резолюции, мы готовим ряд писем, в том числе и на имя руководства Торгово-промышленной палаты. По сути дела, мы заявляем о серьезной теме о том, что статью 165 НК РФ нужно пересмотреть или отменить».

Спартак Андрей Николаевич (председатель Комитета, Директор ОАО «Всероссийские научно-исследовательский конъюнктурный институт»): Для комментирования вопроса я хочу предоставить слово Наталье Владимировне Ивановой, заместителю начальника управления бухгалтерского и налогового учета компании «Еврохим».

Наталья Владимировна Иванова: «Мой комментарий будет основан на практике. Мы традиционные экспортеры, реализуем свою продукцию по всему миру. Поэтому на протяжении многих лет мы с самого начала сталкиваемся с экспортными проблемами. Эти проблемы такие же, как все озвучивают сейчас. Новая проблема, с которой мы столкнулись – это проблема, связанная с разделением экспорта на сырьевой и несырьевой. Пока мы были сырьевым экспортером, все было сложно (мы грузовиками везли документы, и делаем это до сих пор), но понятно. С 01 июля мы стали несырьевым экспортером, то возник вопрос о том, что делать с услугами, которые связаны с экспортом. Это такие услуги, как транспортные экспедиции, предоставление вагонов. Эти услуги традиционно остаются в поле возмещения НДС. Получается, что с одной стороны огромный кусок НДС мы возмещаем очень быстро, и камеральные проверки нас не беспокоят. С другой стороны, маленькая часть так и остается, а вместе с ней остается и весь пакет документов. У нас есть предложение. Не так велико то изменение, которое должно быть внесено в статью 165 НК РФ. Всего лишь надо сказать: «…за исключением услуг, связанных с несырьевым экспортом…». Тогда можно будет экспортеров освободить от всего пакета документов. Это первое предложение.

Следующая проблема. Я хочу поддержать Александра Александровича Лисина относительно сбора пакета документов. Сбор пакета документов на практике выглядит следующим образом. ФТС России обладает информацией. Все документы, которые необходимы для подтверждения экспорта находятся в ведении ФТС России. Банки также имеют пакет документов (контракты, инвойсы, соглашения). Коммуникация между этими органами есть. Несмотря на это, в налоговую службу при подтверждении экспортного НДС мы обязаны предоставить и коносаменты, и различные документы, связанные с экспортом водным транспортом (если везем по морю). Часто надо также предоставить документы, которые связаны с реестрами. Возникает много несовпадений, поэтому документация продолжает предоставляться в больших объемах. У нас такие хорошие компьютерные технологии, и было бы очень хорошо, если электронный документооборот ФНС России, ФТС России и банка был единым. На сегодняшний день промышленность работает, и мы одни и те же пакеты документы собираем по несколько раз. Это не связано с возмещением НДС, это связано с разными структурами, которые должны быть проинформированы».

“Альта-Софт"