07.08.17

О порядке осуществления транзита автомобиля физическим лицом по территории Российской Федерации

Порядок перемещения товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) физическими лицами регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), Соглашением между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение).

Пунктом 1 статьи 9 Соглашения установлено, что транспортные средства для личного пользования, не зарегистрированные на таможенной территории Таможенного союза и территории иностранного государства, перемещаемые в сопровождаемом багаже, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита.

Порядок и условия помещения товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита определяются таможенным законодательством Таможенного союза и Соглашением.

Содержание таможенной процедуры таможенного транзита, в том числе порядок и условия помещения товаров под данную таможенную процедуру, определены главой 32 ТК ТС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Соглашения при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита физическое лицо представляет таможенному органу транзитную декларацию и вносит обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не определено Соглашением.

Применение обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования регулируется статьей 16 Соглашения, а также общим порядком, предусмотренным главой 12 ТК ТС и главой 16 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон).

В отношении автомобилей для личного пользования обеспечение предоставляется в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если иные размеры не установлены в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами государств-членов ЕАЭС.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов, подлежащие применению при выпуске автомобилей для личного пользования в свободное обращение, установлены пунктом 12 приложения 5 к Соглашению в зависимости от года выпуска, таможенной стоимости и объема двигателя автомобиля.

Определение термина автомобиль, используемого в Соглашении, содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Соглашения.

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены пунктом 1 статьи 86 ТК ТС:

- денежные средства (деньги);

- банковская гарантия;

- поручительство;

- залог имущества.

В соответствии с пунктом 5 статьи 85 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения.

Порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определен статьями 140, 141, 145, 146 Закона.

Частью 9 статьи 137 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в валюте Российской Федерации.

Частью 11 статьи 137 Закона № 311-ФЗ установлено, что в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенные органы оформляют таможенную расписку.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Соглашения в случае когда уплата таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования обеспечивается денежными средствами (деньгами) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено в безналичном порядке либо наличными денежными средствами (деньгами) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Частью 1 статьи 145 Закона установлено, что денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации. Денежный залог может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, в кассу таможенного органа. Внесение денежного залога может осуществляться с применением электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов.

В соответствии с частью 4 статьи 145 Закона при исполнении в полном объеме и (или) прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, или если такое обязательство не возникло либо таможенным органом взамен денежного залога принято новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, денежный залог подлежит возврату, зачету в счет уплаты таможенных платежей или в счет авансовых платежей в порядке, установленном Законом.

Возврат (зачет) денежного залога осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 149 Закона.

Частью 7 статьи 145 Закона также определено, что денежный залог может быть зачтен для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, после исполнения и (или) прекращения данных обязательств, а также в случае, если зачет денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам, указанным в данной части статьи 145 Закона.

В данном случае зачет денежного залога для уплаты таможенных платежей осуществляется на основании распоряжения лица, внесшего денежный залог, о зачете. В качестве указанного распоряжения рассматривается представление лицом, внесшим денежный залог, или от его имени таможенной декларации, в которой указаны сведения о таможенной расписке, либо представление в таможенный орган письменного распоряжения, свидетельствующего о намерении этого лица использовать денежный залог в качестве таможенных платежей.

Пресс-служба СЗТУ