14.12.07

Итоги Консультативного совета, состоявшегося в Иркутской таможне 12 декабря 2007 года

12 декабря 2007 года в Иркутске состоялся очередной - четвертый в текущем году Консультативный совет по работе участниками внешнеэкономических связей при Иркутской таможне.

В совете приняли участие руководители и должностные лица Иркутской таможни, заместитель главы администрации Иркутской области Долгов В.Н., заместитель руководителя Управления по Иркутской области Россельхознадзора Багданов А.А., представители Управления по Иркутской области Роспотребнадзора, «Восточно-Сибирской железной дороги» - филиала ОАО «РЖД», лесоэкспортеры, крупные участники внешнеторговой деятельности и таможенные брокеры.

В ходе заседания были рассмотрены два основных вопроса. Первым рассматривался вопрос, посвященный проблемам таможенного оформления и контроля экспортируемых лесоматериалов. По второму вопросу внимание было уделено проблемам, возникающим при таможенном оформлении товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

По первому вопросу в своем докладе первый заместитель начальника таможни Светлана Толстая подробно довела до сведения участников внешнеэкономической деятельности ситуацию, которая сегодня сложилась в лесоэкспорте в регионе ответственности Иркутской таможни.

Иркутская таможня занимает одну из лидирующих позиций среди таможенных органов Сибирского таможенного управления по объемам экспортируемых лесоматериалов как обработанных, так и необработанных. За период 11 месяцев 2007 года объем вывозимого круглого леса составил 32% от общего количества оформленного леса в Сибирском таможенном управлении, а объем пиломатериалов – около 17%.

Экспортные операции по вывозу круглого леса в регионе деятельности Иркутской таможни осуществляют 126 участников ВЭД (в 2006 году их было 237), причем с рынка уходят средние и совсем небольшие фирмы лесозаготовительной отрасли. А по оформлению пиломатериалов сложилась противоположная картина: в 2006 году было зарегистрировано 190 участников ВЭД, а в 2007 году - 210.

За рассматриваемый период оформлено и вывезено необработанных лесоматериалов – 4 621 111 кубометров, за аналогичный период 2006 года – 4 185 243 кубометров, то есть объем вывоза круглого леса увеличился на 10% по сравнению с прошлым годом. И это несмотря на то, что с 1 июля 2007 года экспортная пошлина на круглый лес увеличилась с 6 до 20%.

В сравнении с 2006 годом, в 2007 году стоимостные показатели экспорта необработанных лесоматериалов увеличились в 1,4 раза, в натуральном выражении в 1,1 раза. Средняя стоимость 1 м. куб. составляет 94,06 $ (2006 году – 72,5$). Существенным результатом проводимой Иркутской таможней работы стало увеличение средней загрузки одного транспортного средства. Если в 2006 году она составляла 82,2 м. куб, то в 2007 году достигла 88,4 м. куб (в среднем) и остается такой на протяжении всего года. При этом увеличилась стоимость 1 м. куб., и как следствие – взимаемый таможенный платеж с одного транспортного средства, с 11,19 тыс. рублей до 24,51 тыс. рублей.

Доминирующее количество круглого леса экспортируется в Китай. За 11 мес. 2007 года в Китай вывезено 4 572 529 м. куб., что составляет 98,95% от общего количества вывезенного круглого леса.

С.Толстой также было отмечено, что в 2007 году неуклонно растет экспорт пиломатериалов. Если за 11 месяцев 2006 года было вывезено 707 394,9 м. куб, то уже за аналогичный период 2007 года 980 873,2 м. куб., на что, несомненно, повлияло Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 №290, по которому ставки вывозимых таможенных пошлин в отношении отдельных видов пиломатериалов с 22 июня 2007 года снижены до 0. При этом, в отличие от круглого леса, пиломатериал экспортировался в 32 страны мира. Лидером, безусловно, является Китай - 59% от всего объема экспорта, Япония (чуть более 14% ), Египет (9,17%), и Узбекистан (5,22%).

«Однако, несмотря на то, что лесоматериалы отработанные вывозятся в настоящее время без взимания экспортной пошлины, их доля в общем объеме экспорта составила не столь большой процент, как можно было бы предполагать, то есть по-прежнему, более востребованным остается круглый лес. И, судя по анализу экспорта данной товарной позиции, такая динамика будет носить положительный характер. По крайней мере, до 1 апреля 2008 года, когда ожидается очередное повышение ставок вывозных пошлин на круглый лес (до 25%, но не менее 15 Евро./м. куб.)» - подчеркнула Светлана Толстая.

С ноября 2005 года в Иркутской таможне применяется система электронного поштучного учёта необработанных лесоматериалов. В настоящее время 39 предприятий – лесоэкспортеров приобрели технические средства для использования маркировочной бирки, установили специальную программу. Декларируют же (то есть заявляют таможенным органам) промаркированный лес лишь 10 участников ВЭД. С ноября 2005 года по ноябрь 2007 года в Иркутской таможне с применением электронного поштучного учета оформлено лесоматериалов общим объемом 278 761, 52 тыс. м3. За весь период проведения эксперимента не было выявлено ни одного административного правонарушения в отношении маркированных лесоматериалов.

В период с 1 января 2007 по 6 декабря 2007 зарегистрировано 67 дел об административных правонарушениях, выявленных должностными лицами таможни при контроле экспорта лесоматериалов (как круглого леса, так и пиломатериалов). По фактам незаконного перемещения лесоматериалов через таможенную границу РФ возбуждено 4 уголовных дела по ч. 1 ст. 188 УК РФ «Контрабанда». При этом наблюдается тенденция снижения количества административных правонарушений, выявляемых на канале экспорта лесоматериалов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,3 %.

По второму вопросу, касающемуся контроля запретов и ограничений, заместитель начальника таможни по экономической деятельности Татьяна Панкова сказала, что надлежащее исполнение этой функции является одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов, так как обеспечивает контроль за безопасностью ввозимых товаров и защиту российского производителя, а также контроль за перемещением продукции военного назначения и товаров двойного применения. Это прежде всего перемещение в счет лицензий продукции военного назначения, товаров двойного назначения, продуктов переработки урана, оружия, культурных ценностей, лекарственных препаратов и медицинского оборудования, полудрагоценных камней, ввоз мясопродукции и сахара в счет выделенных квот и т.д., а также подтверждение безопасности перемещаемых через таможенную границу товаров.

Объем товаров, требующих контроля соблюдения запретов и ограничений, ежегодно возрастает. Если в 2005 году количество перемещаемых товаров, которые подлежат контролю соблюдения запретов и ограничений, было 29297 наименований, то в 2006 их количество возросло до 46440(+58%), а, соответственно, возросло и количество грузовых таможенных деклараций (ГТД), по которым перемещались эти товары - с 22684 ГТД в 2005 году до 32566 ГТД в 2006. За 11 месяцев 2007 года количество перемещенных товаров, подпадающих под действие запретов и ограничений достигло 65842 наименования (70,5% к 2006 г.), при 27401 оформленной ГТД.

Количество разрешительных документов, представляемых при таможенном оформлении, возрастает ежегодно: в 2005 году потребовалось 68082 документа (в общем количестве), 2006 – 75382, по состоянию на 1 декабря 2007 года - 72067 .

Как показывает анализ работы таможенных постов по контролю соблюдения запретов и ограничений, то в целом наблюдается положительная динамика. Меньше стало выявляться поддельных разрешительных документов. Если в 2006 году таких было выявлено пять, то в этом году этих фактов нет. «Однако говорить о том, что в этом вопросе у нас всё благополучно, преждевременно, т.к. с соблюдением запретов и ограничений есть серьёзные проблемы»,- подчеркнула Т.Панкова.

За 11 месяцев текущего года по фактам нарушения запретов и ограничений, введенных российским законодательством, таможней по этому направлению возбуждено 31 дело об административных правонарушениях и 3 уголовных дела, в т.ч. два уголовных дела по ч.I ст.188 УК РФ» Контрабанда». Нарушения выражались в превышении квот в счет выданных лицензий (продукция военного назначения и полудрагоценные камни), нарушении сроков представления разрешительных документов, представлении к таможенному оформлению разрешительных документов, не относящихся к декларируемым товарам, представление к таможенному оформлению просроченных разрешительных документов (фитосанитарные сертификаты) и т. д. Как результат, таможенное оформление задерживается из-за необходимости уточнения и проведения дополнительной проверки представленных документов и сведений. В связи с чем Т.Панкова призвала участников внешнеторговой деятельности более ответственно относиться к документам, предъявляемым в ходе таможенного оформления и контроля.

Пресс-служба СТУ 14.12.07