19.03.10

ФТС в 2009 году перевыполнила план по наполнению казны за счет повышения эффективности своих проверок

Несмотря на проблемы в экономике и резкое сокращение внешнеторгового оборота России, Федеральная таможенная служба (ФТС) отчиталась в выполнении контрольного задания на 2009 год на 101,4%. Таможенники не скрывают, что в значительной степени выполнение плана обеспечено за счет резкого роста эффективности проверок участников внешнеторговой деятельности.

За прошлый год таможенные органы перечислили в доход федерального бюджета 3519,8 млрд руб., что составляет 101,37% от контрольного задания и 48% доходной части федерального бюджета, говорится в официальном сообщении ФТС по итогам состоявшегося 12 марта заседания коллегии ведомства. Достижение плановых показателей стало возможно из-за их значительного сокращения на фоне резкого падения внешнеторговой активности в связи с мировым экономическим кризисом.

Объем внешней торговли России в 2009 году по сравнению с 2008-м сократился с 735 до 469 млрд долл., то есть на 36,2%. При этом объемы таможенных платежей участников внешнеторговой деятельности снизились не столь значительно. В 2008 году ФТС перечислила в бюджет 4694,5 млрд руб., таким образом, падение таможенных сборов в прошлом году составило 25%. ФТС особо отмечает: «В 2009 году таможенные органы ежедневно перечисляли в федеральный бюджет в среднем 14,1 млрд руб. Каждое должностное лицо таможенных органов РФ обеспечило перечисление в федеральный бюджет 51,9 млн руб.» (в 2008 году -- 75,4 млн рублей).

И выполнение плановых заданий по сбору платежей, и повышение фискальной нагрузки на внешнеторговый оборот в значительной степени обеспечены за счет совершенствования таможенного администрирования. В отчете ФТС отмечается, что сумма таможенных платежей, «довзысканных по корректировкам таможенной стоимости» перемещаемых товаров, превысила показатель 2008 года в 2,2 раза. По выявленным преступлениям стоимость товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу России, составила около 14 млрд руб. Только деньгами внешнеторговым агентам, занижающим стоимость товаров, отделаться не удалось. Против них за 2009 год было возбуждено более 10 тыс. дел об административных правонарушениях и 353 уголовных дела.

При сокращении проведенных проверок на 3,5% количество выявленных нарушений валютного законодательства возросло на 21%. Из общего количества дел, связанных с нарушениями валютного законодательства, около 80% были возбуждены на основании поддельных таможенных деклараций. Возбуждено 420 уголовных дел по фактам невозвращения из-за границы денежных средств в иностранной валюте.

Всего же по преступлениям в таможенной сфере в 2009 году возбуждено более 5,7 тыс. уголовных дел (на 15,4% больше, чем за год до этого) и более 89 тыс. дел об административных правонарушениях (тут прирост составил 6,4%). С нарушителей только в виде штрафов взыскано 131,8 млрд руб. (почти 4% суммарных таможенных сборов).

По результатам проверок, проведенных подразделениями таможенной инспекции, доначислено платежей и наложено штрафов на сумму 9,1 млрд руб., что на треть превышает суммарный показатель 2007--2008 годов. Сумма взысканных налогов и штрафов в 2,4 раза превысила показатель 2008 года и составила 2,4 млрд руб. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях в этой сфере увеличилось по сравнению с 2008 годом в 1,7 раза и составило 10 тыс. дел. Средняя бюджетная эффективность одной проверки составила 800 тыс. руб., что вдвое выше показателя 2008 года.

Хотя руководитель ФТС Андрей Бельянинов заявил, что «главная задача российской таможни в 2010 году -- максимально упростить таможенные процедуры и повсеместно внедрить интернет-технологии», участникам внешнеторговой деятельности следует готовиться и к дальнейшему ужесточению проверочной деятельности таможенников. Андрей Бельянинов не скрывал, что в 2010 году «таможенные органы усилят контроль таможенной стоимости товаров, особенно приоритетных с точки зрения налогообложения». Внедрение современных информационных технологий позволит таможенным органам эффективнее контролировать соблюдение торговых ограничений, защищать интеллектуальную собственность и осуществлять валютный контроль. При этом будет сокращено количество и уточнена компетенция ряда таможенных постов.

Усиление в связи с кризисом контрольной нагрузки на бизнес отмечают все опрошенные «Временем новостей» эксперты.

«Кризис подстегнул ФТС к внедрению новых систем мониторинга ситуации, -- говорит партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. -- Таможенники справились с тем, с чем ранее не могли. Например, начали отслеживать цены на одни и те же товары на разных постах». В то же время, по его мнению, до сих пор чувствуются негативные моменты от организационной перестройки, которую переживали таможенные органы в прошлом году.

По данным самой ФТС, количество таможен сократилось в прошлом году со 121 до 113, ликвидировано 64 и создано 16 таможенных постов, изменено местонахождение более 50 таможенных органов. Большие нарекания, по словам г-на Зеленина, вызывает плохо работающая система таможенной карты, которая должна была помочь оплачивать таможенные пошлины авансом и сократить время на таможенное оформление товаров. «Это был проект прежнего руководства ФТС. Видно, что нынешнее руководство в нем не так заинтересовано, -- полагает специалист. -- Между тем задержки при проведении платежей между банками и таможенными службами, которые происходят не по вине плательщиков, приравниваются таможенниками к неуплате таможенных пошлин».

Перекос таможенных органов в фискальную сторону, происшедший в прошлом году в связи с кризисом, отмечает и заведующий отделом по координации работы комитетов Торгово-промышленной палаты РФ Александр Ломаченко. «Бизнес это чувствует на своей шкуре. Не совсем понятно, почему ФТС гордится своей выдающейся фискальной ролью, -- удивляется эксперт. -- Ее задачей должно быть не столько наполнение бюджета, сколько помощь бизнесменам в осуществлении нормальной внешнеэкономической деятельности».

«Если проверки проводились уже после выпуска товаров, то на деятельности участников внешнеэкономической деятельности такие проверки особо не сказывались», -- не согласен с ним старший юрисконсульт АКГ «Интерком-Аудит» Виталий Бородкин.

Одной из самых острых проблем в таможенном деле сейчас является внедрение предварительного электронного декларирования. «Оно превращается в обычное в плане сроков оформления, поскольку при большой загруженности системы обработка электронной декларации занимает у таможенного органа столько же времени, как и обычной», -- обращает внимание юрист компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Тут есть, видимо, объективные трудности -- не хватает средств электронной связи. Есть отдельные пункты перехода, где нет Интернета, -- рассуждает Александр Ломаченко. -- А с другой стороны, бумажная форма декларирования, наверное, позволяет отдельным не самым добросовестным представителям таможни каким-то образом решать свои личные вопросы. На это особенно жалуются многие международные автомобильные перевозчики».

ФТС не скрывает наличия проблемы и сама борется с преступностью в своих рядах: 96% выявленных всеми правоохранительными органами должностных преступлений, совершенных в таможенной сфере, вскрыли подразделения собственной безопасности службы. В прошлом году против таможенников было возбуждено 697 уголовных дел, из них 516 по преступлениям против интересов государственной службы, в том числе коррупционной направленности в отношении 261 работника таможенных органов и 39 взяткодателей.

Незаинтересованность таможен в быстрой работе может быть и чисто экономической, полагает Дмитрий Липатов. «Таможенные платежи составляют не только пошлины на ввозимые или экспортируемые товары, но и средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и на таможенных складах таможенных органов, -- напоминает он. -- На рассмотрение одного дела по таможенному спору может уйти от двух до десяти месяцев, и все это время товар находится на специальном складе».

Поэтому эксперт всячески поддерживает намерение ФТС в 2010--2012 годах повысить качество предоставления услуг таможенными органами за счет сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Этому может способствовать упрощение и сокращение непосредственного контроля на самом таможенном посту или пункте, перенос основной массы контрольных процедур с момента прохождения таможни на предварительные или последующие стадии движения товара.

Андрей СУСАРОВ

Время Новостей