16.06.05

Доклад начальника Главного управления информационых технологий ФТС РФ Л. Ухлинова на пленарном заседании Международной выставки-форума "Инфофорум-2005"

Применение информационных технологий для обеспечения безопасности цепей поставки товаров

Необходимость максимально полного включения России в мировые экономические процессы сегодня ни у кого не вызывает сомнения. И всем абсолютно понятно, что основой экономического развития является международная торговля. Постоянно ведутся консультации на уровне различных международных организаций по улучшению условий внешней торговли, по налаживанию двусторонних и многосторонних торговых отношений, в которых Россия хотела бы видеть себя в качестве активных участников. При этом важная роль в организации таких консультаций принадлежит национальным таможенным администрациям и Всемирной таможенной организации. Всемирная таможенная организация сегодня объединяет 166 государств мира. На эти государства приходится почти 90% мирового торгового оборота. Сегодня эта организация видит свою роль в координации действий таможенных служб для того, чтобы таможня играла позитивную роль в торговом обмене, а не становилась его тормозом.

Уже сегодня есть гармонизированные международные правила, которые применяются ко всем перевозкам товаров. Однако трагедия 11 сентября в Нью-Йорке и последующие террористические акты в других странах, включая, к сожалению, и Россию, показали, что мир стал более опасным (слайд 2). Торговля также является одним из уязвимых объектов, так как международные границы полностью закрыть невозможно. В связи с этим потребовался новый механизм, который бы сочетал в себе меры по содействию торговле с мерами по обеспечению безопасности товаропотоков. После 11 сентября правительство США приняло две специальные программы - по безопасности морских контейнерных перевозок, в которую включены 34 крупнейших морских порта главных торговых партнеров США, и по созданию системы особых партнерских отношений между таможней и предприятиями. Сегодня во вторую программу уже входят более 9 тысяч американских компаний. Однако проблему безопасности силами одной страны не решить. Два года назад главы стран "большой восьмерки" на встрече в Канаде обратились к Международным организациям с предложением подумать над обеспечением максимальной безопасности торговых обменов. В результате представители 12-ти наиболее продвинутых таможенных администраций мира, в число которых входит и российская таможенная служба, подготовили проекты Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, которые будут в июне этого года представлены на сессии Совета Всемирной таможенной организации всем руководителям национальных таможенных администраций. В этих стандартах безопасность рассматривается в широком аспекте - не только безопасность логистических цепочек предприятий, но и экономическая безопасность участников торговли и государств, на территории которых эти операции выполняются.

Рамочный документ определяет 4 принципа:

во-первых, предварительный обмен данными о товарных поставках в автоматическом режиме. По мнению экспертов Всемирной таможенной организации, этот принцип позволяет не только отказаться от традиционных бумажных документов, но и заранее провести ряд подготовительных процедур по таможенному оформлению, что существенно сократит время основного оформления при прибытии груза на место в стране импорта;

во-вторых, создание системы анализа и управления рисками, чтобы иметь возможность досматривать только те поставки, которые представляют реальную угрозу;

в-третьих, создание на границе условий для физического контроля транспортных средств и контейнеров. Реализация этого принципа предполагает оснащение пунктов пропуска специальной аппаратурой - инспекционно-досмотровыми комплексами для контроля крупногабаритных грузов. Сейчас в России строится только один такой пункт пропуска на российско-украинской границе. Еще 17 запланировано в ФЦП "Государственная граница";

и четвертый принцип - создание сильных партнерских отношений с бизнес-сообществом. Государство не в состоянии решить все проблемы, обусловленные усилением террористической угрозы. Поэтому оно должно опираться на компании, которые инвестируют в безопасность, проверяют, насколько соответствуют требованиям безопасности их склады, персонал, партнеры и т.д. Организации, которые добровольно пойдут на такое сотрудничество и будут соблюдать определенные нормы и рекомендации таможни и государства по безопасности, получат особый статус, гарантирующий им преимущества при таможенном оформлении. Таким образом, рамочные стандарты основываются на двух принципиально важных процессах - на развитии взаимодействия таможенных органов разных стран и на партнерских отношениях между таможней и бизнес-сообществом. Предприятия, которые приведут в порядок свои логистические цепи, обеспечат информационную прозрачность от зоны производства до зоны конечного потребления товара должны получить конкретные и ощутимые выгоды от партнерства с таможней. Торговля способствует экономическому росту, содействует мировому прогрессу, поэтому создавать сегодня бизнес без учета возможности его разрушения вследствие террористических атак просто недальновидно. Представьте, если в одном из портов взорвется контейнер с оружием массового поражения. Закроются все границы. Прекратятся все торговые отношения и мы будем отброшены на полтора века назад.

Эти принципы уже заложены в проект Концепции развития таможенной службы России, который в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации. При этом основным содержанием Концепции является сервисный подход к выполнению контрольных функций таможни, создание комфортных условий для бизнес-сообщества при условии полного соблюдения таможенного законодательства.

Для достижения нового качества обслуживания внешней торговли необходимо основные усилия направить на внедрение современных информационных технологий таможенного контроля. Основными из этих технологий в Концепции определены:

предварительное информирование о направляемых в Россию товарах и транспортных средствах;

электронное декларирование;

автоматизация анализа и управления рисками;

обеспечение выборочности таможенного контроля;

создание единой базы данных всех разрешительных документов, используемых контролирующими органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

С учетом того, что Рамочные стандарты в основном основаны на достоверном информационном сопровождении грузов, на использовании информационных систем анализа и управления рисками принятие стандартов может послужить мощным стимулом развития информационных технологий. Прежде всего, потребуется разработать механизмы реализации рамочных стандартов и соответствующие регламенты представления и анализа электронных форм торговых и товаросопроводительных документов. По нашему мнению, имеющиеся международные стандарты документального обмена EDIFACT уже не соответствуют современным представлениям об электронном документообороте и требуют кардинальной переработки. Необходимо ориентироваться на современные языки описания документа типа XML. Очень важным является разработка и утверждение типовых решений по подключению информационных систем федеральной исполнительной власти к сети ИНТЕРНЕТ с выполнением всех требований по информационной безопасности. Сегодня такое подключение регламентировано Указом Президента Российской Федерации 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" и статьей 10 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене". Хотелось бы иметь предельно четкие рекомендации компетентных органов власти о механизмах выполнения требований этих документов.

Предоставление в таможенные органы предварительной информации о планируемых к поставке в Россию товарах из-за границы потребует разработки механизмов обеспечения юридической значимости передаваемых электронных документов. Это и проблемы электронной цифровой подписи, и использования программно-аппаратных средств криптографической защиты различных производителей, в том числе зарубежных, их сертификации и так далее.

Таким образом, развитие информационных технологий в России, их интеграция в различные процессы регулирования внешней торговли и обеспечения безопасности в широком смысле этого понятия является сегодня жизненно важным фактором развития международных торговых отношений и экономики страны в целом. Я уверен, что проведение ИНФОФОРУМА поможет нам объединить усилия государственных структур, бизнес-сообщества, основных производителей и потребителей IT-продукции для быстрейшего включения России в общемировые информационные процессы и формирования информационного общества.

Пресс-служба ФТС РФ 16.06.05