02.10.01

Что необходимо знать перевозчику при заведении в отношении его дела о нарушении таможенных правил?

Что необходимо знать перевозчику при заведении в отношении его дела о нарушении таможенных правил?

Для обеспечения полноценной страховой защиты необходимо, чтобы наши перевозчики знали, как вести себя в случае обнаружения факта недоставки товара в таможню назначения, а также основные требования таможенного и налогового законодательства, невыполнение которых является основанием для признания тех или иных решений таможенных органов. Возьмем ст. 254 - основную статью Таможенного кодекса России, по которой перевозчики привлекаются к ответственности. Данная статья состоит из трех частей. Выдача без разрешения таможенного органа РФ, утрата или недоставление в определенное таможенным органом РФ место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем , санкция: штраф в размере от 50 до 100 % стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо взыскание стоимости этих товаров и транспортных средств или без такового. Утрата или недоставление принятых для вручения таможенному органу РФ таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем , санкция предупреждение либо штраф в размере от 3 до 50 % стоимости товаров транспортных средств, на которые были утрачены или не были доставлены документы. Несоблюдение установленного таможенным органом РФ срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них , санкция: предупреждение либо штраф в размере от двукратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. При получении информации, свидетельствующей о признаках нарушения таможенных правил, таможенным органом составляется протокол о нарушении таможенных правил (далее - НТП). Его копия в обязательном порядке вручается под расписку или высылается по почте перевозчику. При составлении протокола об НТП, а также в ходе дальнейшего ведения производства но делу таможенный орган в целях ^и. обеспечения взыскания возможных штрафных санкций по делу вправе изъять имущество перевозчика, принадлежащее ему на правах собственности (ст. 337 Таможенного кодекса РФ), либо наложить на него арест (ст. 340 Таможенного кодекса РФ).

Основным предметом изъятия таможенными органами у перевозчиков являются транспортные средства, используемые ими для международной перевозки товаров. Зачастую данные транспортные средства не являются собственностью перевозчика, а используются ими в рамках договора аренды либо лизинга. Для того чтобы исключить изъятие у перевозчиков транспортных средств, не являющихся их собственностью, рекомендуем водителю при перевозке товаров иметь в наличии документы, подтверждающие нахождение автомашины в аренде либо в лизинге (заверенные копии соответствующих договоров).

При каких условиях таможенный орган вправе изъять транспортные средства либо наложить на них арест?

К моменту изъятия (ареста) таможенный орган должен иметь достаточные доказательства факта недоставки товара, к числу которых относятся сведения о подделке свидетельств о подтверждении доставки товара и/или использовании поддельных печатей и штампов на товаросопроводительных документах (письмо ГТК России от 13.12.2000 01-06/36226). При изъятии таможенным органом обязательно составляется протокол о нарушении таможенных правил (письмо ГТК России от 02.11.2000 01-06/31872). И если товар изымается после составления протокола об НТП, то таможенный орган . и обязательном порядке должен предъявить представителю перевозчика постановление об изъятии. При аресте, вне зависимости от того, когда он накладывается (во время или после составления протокола об НТП), наличие постановления о наложении ареста и его предъявление перевозчику обязательно. Перевозчик должен знать, что таможенный орган не вправе задерживать транспортные средства, на основании ориентировок (письмо ГТК России от 06.07.2000 01-06/18797), а также в том случае, если недоставка товара имела место до 01.01.98 (распоряжение ГТК России от 07.08.2000 01-99/915). Изъятие (арест) транспортных средств таможенными органами в нарушение вышеприведенных условий является незаконным.

Перевозчик имеет право обратиться с заявлением в таможенный орган о замене изъятия транспортного средства на его залог, представление гарантии или внесение на депозит причитающихся сумм (ч. 4 ст. 337 Таможенного кодекса РФ). Такая замена производится лишь с согласия таможенного органа.

Если у перевозчика в качестве подтверждения выполнения обязательства о доставке товара в определенное таможенным органом место есть документы с оттисками печатей и штампов таможенного органа (штампа Товар поступил , заверенного личной номерной печатью, а также свидетельство о подтверждении доставки товара под таможенным контролем, что делается в этом случае?

Таможенный орган в обязательном порядке проводит экспертизу их подлинности, в том числе подлинности самого бланка свидетельства о подтверждении доставки товара, являющегося документом строгой финансовой отчетности. Экспертиза проводится, но оригиналам указанных документов. В целях избежания утраты данных документов их передача таможенному органу должна осуществляться только через отдел документационного обеспечения таможенного органа по сопроводительному письму, в котором бы указывался полный перечень направляемых документов.

Вынесение постановления о наложении взыскания в отсутствие заключения эксперта о поддельности представленных перевозчиком свидетельства о подтверждении доставки товара, а также оттисков штампов и печатей таможенного органа, проставленных на товаросопроводительных документах, является незаконным.

Если перевозчик сомневается в возможности обеспечения таможенным органом сохранности документов, то рекомендуется эти документы передавать на исследование суда. Такая передача возможна после принятия судом жалобы перевозчика на постановление таможенного органа о наложении взыскания к рассмотрению.

Каким образом автоперевозчик может проверить правильность исчисления таможенным органом размера штрафных санкций?

Штраф, так же как и взыскание стоимости товара определяется на основании свободной (рыночной) цены товара на момент обнаружения таможенным органом факта недоставки товара. При определении этого момента таможенный орган должен исходить из даты поступления в таможню назначения из таможни отправления документов (копий отрывных листов книжек МДП), по которым не поступило подтверждение о доставке товара, к которой прибавляются десять дней, необходимые для проверки этой информации (ст. 294-295 Таможенного кодекса РФ).

Законно ли рассмотрение дела об НТП в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности (его представителя)?

Рассмотрение дела об НТП должно осуществляться только в присутствии представителя лица, привлекаемого к ответственности. Им может быть руководитель фирмы либо иное лицо, действующее на основании доверенности, подписанной руководителем фирмы (в доверенности обязательно должна указываться дата ее выдачи). Рассмотрение дела об НТП в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности (его представителя), является незаконным. Существуют лишь два случая, когда допускается рассмотрение дела об НТП в отсутствие представителя лица (ст. 363 Таможенного кодекса РФ):

1. Когда лицо было своевременно уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, но от него не поступило ходатайство об отложении его рассмотрения.

2. Если таможенный орган располагает данными о том, что ко времени рассмотрения дела лицо находится вне пределов Российской :, Федерации (ст. 363 Таможенного кодекса РФ).

При наложении взыскания существуют ли какие-нибудь смягчающие обстоятельства?

Таможенный орган должен учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность автоперевозчика. В соответствии со ст. 236 Таможенного кодекса России к таким обстоятельствам относятся:

активное способствование разрешению дела;

добровольное устранение вредных последствий;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения.

Должностное лицо, рассматривающее дело, может признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства, не указанные в данной статье, а также назначить на основании ст. 239 Таможенного кодекса России более мягкую меру воздействия, чем предусмотрено санкцией статьи.

Применительно к ч. 1 ст. 254 Таможенного кодекса РФ наложение штрафа ниже низшего предела означает, что его размер должен быть, менее 50 % стоимости недоставленного товара. С учетом положений письма ГТК России от 28.04.2000 01-06/15028, при невозможности наложения штрафа, взыскание стоимости недоставленного товара может быть смягчено и наложено в процентном отношении.

Н.А. Полунина,
Заведующая сектором страхования таможенных рисков ОСАО Ингосстрах
Беседу вел Сергей ЧЕРЕВКО
Автоперевозчик , 9 (12), сентябрь 2001г.