31.05.10

27 мая в Самарской таможне состоялось очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками ВЭД

Как сообщила Пресс-служба ФТС РФ, на заседании присутствовали руководство Самарской таможни и представители крупнейших участников ВЭД в Самарской области – ОАО «Кондитерское объединение «Россия», ОАО «СМЗ», ООО, «ПепсиКо Холдингс филиал», ОАО «Авиакор – Авиационный завод», ЗАО «ТАРКЕТТ», ОАО, «Пивоваренная компания «Балтика» - «Балтика – Самара», ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Куйбышевазот», ООО «Тольяттикаучук», а также организации, предоставляющие услуги по таможенному оформлению товаров.

В ходе работы консультативного совета было рассмотрено несколько вопросов: вступление в силу нового Таможенного кодекса Таможенного союза, организация таможенного оформления и таможенного контроля в рамках Таможенного союза, поддержка производителей Самарской области, экспортирующих товары, соблюдение запретов и ограничений и защита прав интеллектуальной собственности в условиях действия Таможенного кодекса таможенного союза (особенности, новшества, требования).

Открыл заседание Консультативного совета начальник Самарской таможни В.А. Васильев, который отметил, что с 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что означает создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза базируется на нормах международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В основном порядок оформления товаров останется таким, который действует в настоящее время в России, однако есть определенные новшества, на которые следует обратить внимание участникам внешнеэкономической деятельности.

Наибольший интерес участников консультативного совета вызвал доклад начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля А.И. Гукова об изменениях в таможенном законодательстве в связи с созданием Таможенного союза.

Он отметил, что с 1 июля 2010 года в практику таможенных органов Российской Федерации будут внедряться новые понятия, по-новому будут регулироваться ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов будет изменена их правовая природа и смысловое наполнение. Например, таможенный брокер теперь будет называться таможенным представителем, при этом содержание данного института практически не изменится. Существуют более существенные изменения. Например, изменены сроки совершения таможенными органами различных операций.

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрены новые формы таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности.

Вместо таможенной ревизии будет проводиться таможенная проверка, которая может быть камеральной и выездной.

Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств-членов таможенного союза. Такие области рисков будут определяться Комиссией таможенного союза. Претерпели изменение вопросы, связанные с применением таможенных процедур. Введен институт уполномоченного экономического оператора.

Еще одна особенность Таможенного кодекса таможенного союза – возможность одновременного помещения товаров под две таможенные процедуры – экспорта и таможенного транзита.

Нововведением является и возможность установления национальным законодательством случаев и порядка приостановления и возобновления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев СВХ, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов. Изменения затронули ведение реестров не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, но и объектов интеллектуальной собственности. Кроме ведения национальных реестров, предусмотрено ведение и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

По второму вопросу выступил начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля В.В. Батаев, который отметил, что функция таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений не потеряла своей актуальности и в условиях формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс. В соответствии с таможенным кодексом таможенного союза запреты и ограничения вводятся в целях: защиты национальных интересов; функционирования экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; технического регулирования; охраны жизни и здоровья (как физического, так и нравственного) граждан РФ, окружающей среды, сохранения и приумножения животного и растительного мира; соблюдения санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, карантинных фитосанитарных и радиационных норм, установленных международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Некоторые категории товаров, которые в соответствии с российским законодательством перемещались через таможенную границу РФ на основании разрешений тех или иных контролирующих органов, с начала 2010 года перешли в разряд лицензируемых. Теперь для перемещения этих товаров через таможенную границу Таможенного союза помимо вышеназванных разрешений необходимо получить лицензию, которая оформляется Министерством промышленности и торговли и его территориальными органами.

Не все товары обременены дополнительными сложностями для участников ВЭД. Некоторые направления наоборот упростились. Значительная часть товаров теперь подлежит не обязательной сертификации, а декларированию соответствия; упростилась процедура фитосанитарного контроля; не требуется проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения санитарно-эпидемиологического заключения, если в отношении ввозимой продукции представлены документы, подтверждающие ее соответствие (т.е. сертификат соответствия или декларация о соответствии); расширены возможности выпуска некоторых категорий товаров без представления сертификата соответствия при соблюдении определенных условий.

В первую очередь, это касается предприятий-производителей собственной продукции и их официальных поставщиков запасных частей и комплектующих.

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Главное отличие заключается в том, что таможенные органы будут вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в том числе без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством государств-членов таможенного союза. Речь идет о товарах, обладающих признаками контрафактных. Для реализации таких широких полномочий таможенным органам будет открыт доступ к базам данных Роспатента.

В заключение В.А. Васильев добавил, что в Самарской таможне создан временный консультативный центр, где ведущие специалисты таможни постараются ответить на все волнующие участников ВЭД вопросы, а также сообщил, что в конце июня будет проведен рабочий семинар-совещание руководителей структурных подразделений таможни со специалистами по таможенному оформлению участников ВЭД и таможенных брокеров по вопросам организации таможенного оформления и таможенного контроля в рамках Таможенного союза.

VCH.RU ; 31.05.10